ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ХРАМ МАТРОНЫ

Храм в честь святой праведной блаженной Матроны Московской. 1 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


МОНАСТЫРЬ

Святые врата и часовня Покровского монастыря в Москве. 1882 г.


ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Храм Воскресения Словущего. Иконостас главного алтаря освященного в честь Воскресения Христова. 1850-е гг. Покровский монастырь


ПОСТРИГ

В Покровском ставропигиальном женском монастыре, епископ Павлово-Посадский Кирилл совершил чин монашеского пострига. 12 марта 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

16 октября 2018. Вторник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 37-45.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Не суди'те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете".

Суд в Царстве Небесном стремится, в отличие от земного суда, не установить вину и вынести справедливое наказание, но найти что-то, за что можно помиловать и простить. Находящийся в полной тьме не может видеть, что он испачкался. Если же выглянет лучик света, можно заметить явную грязь на одежде. При полуденном солнце видны и мелкие пятна. Мы, удалившиеся от Бога люди, часто считаем, что грехов у нас не много, что их много у наших ближних. Святые же, приблизившись к Свету, к Богу, говорили, что грехов у них больше, чем песка в море. А раз так, то кто может быть спасён если Суд будет справедливым? Ведь в Царстве Небесном нельзя оказаться даже с одной песчинкой, с одним грехом.

И вот, суд в Царстве Небесном предлагает преступнику самому написать те законы, по которым его будут судить. Ты считаешь, что ближний груб с тобой, ты осуждаешь его за это? Значит ты написал одну из статей, по которой сам будешь судим. Наша вера должна доверять Промыслу Божьему. Господь может в любой момент бесчисленным множеством способов прекратить жизнь каждого. Если Господь пока терпит этого человека, в этом есть смысл. Имеющий любовь человек будет искать не того, за что можно осудить ближнего, но будет стараться его оправдать, поставить себя на его место.

Почему даже Суд Божий, Суд Любви не может простить немилосердного, образно иллюстрирует такая притча. Одна старушка скончалась и ее ангел хранитель пытается представить хоть одно ее доброе дело. Найти ничего не получилось, тогда он сказал: "однажды, когда к ней постучалась нищая женщина и попросила милостыню, та в гневе кинула в нее морковкой с огорода. Морковка-то ведь нищей досталась, значит доброе дело было сделано". Ангел получил разрешение протянуть находящейся в аду старушке ту морковку и вытягивать ее оттуда за нее. Когда он тянул, за ее ноги зацепились и другие грешники. Старушка, боясь, что морковка вот вот сломается, стала ругаться и трясти ногами, чтобы от нее отцепились. От этой тряски морковка порвалась и несчастная упала обратно.

«Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13), читаем мы в Священном Писании. Неосуждение, стремление помочь - дело милостыни духовной. Поступающий так уподобляется Христу.

Далее в Евангелии мы читаем: "давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам". Дела милостыни мы часто делаем неохотно, в то время, как самую большую пользу от них получаем мы сами. Даже если мы сами очень бедны. Простить, утешить, не осуждать может каждый.

Существует притча о двух пожилых женщинах, живших по соседству в одной деревне. Одна была крайне скупа, другая нищелюбива. Однажды ангел, принявший вид монаха, поздно вечером постучался к первой в дом. Он сказал, что на братию монастыря в лесу напали разбойники, избили их и все у них отняли. Им требуется одежда, еда, лекарства, деньги. Скупой старушке было неловко отказать, она пошла в чулан и нашла мешок с хламом, который собиралась выкидывать. - "Вот, принесла все, что было", сказала она. Тогда ангел пошел к ее доброй соседке и та, на самом деле, вынесла все лучшее из своего дома, а себе оставила лишь хлам. В ту ночь в деревне случился пожар. На утро ангел в виде монаха вернулся и с благодарностью вернул погорельцам то, что они пожертвовали. Одна получила лишь мешок с мусором, а другая, по сути, сохранила все свое имущество. Нам всем предстоит пережить такой пожар. В час смертный мы оставим на земле все наше имущество, а есть ли у нас имущество на небе? Это зависит от того, были ли мы милостивы.

Образ действий в указанных словах Спасителя (прощать, давать), замечает святитель Феофан Затворник, "действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование".

Не следует забывать, что дела милостыни духовной часто важнее и труднее, чем материальные пожертвования. К таким делам относят прощение, терпение, сострадание, утешение ближних, когда мы отвечаем добром на зло. Поступающий так может показаться глубоко несчастным, но вставший на этот путь знает, что Сам Бог не оставит его и утешит.



15 октября 2018. Понедельник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 24-30.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим удивительные для многих слова Христа. После слов о том, что блаженны (счастливы) те, кого в мире считают самыми несчастными, – плачущие, изгнанные, Господь говорит о том, что те, кому очень многие завидуют, - богатые, пресыщенные, слышащие о себе много похвал, - несчастные люди.

«Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их».

Важно заметить, что можно быть таким нищим, лишенным средств к существованию человеком, к которому будут относиться эти слова Господа: «горе вам, богатые!» Речь здесь идет о том, что для человека самое ценное в жизни. Человек может быть таким нищим, главное для которого в жизни – богатство, а не Бог, и таким нищим – горе, вне зависимости от состояния их кошелька. Мы знаем также и многих обеспеченных святых, которые жили по слову Священного Писания: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс 61, 11). Кому-то Господь дал искушение (упражнение, чтобы тот стал искусным), послав нищету, кому-то, послав богатство, каждому дал лучшие условия для его спасения. Первым необходимо жить в лишениях, не унывать и искать Бога, вторым не легче, если они желают спасения. Необходимо быть здесь, на земле, мудрым распорядителем богатства, доверенного от Бога. Необходимо не потерять любовь к ближним, не заменить ее на любовь к стяжанию, не потерять сострадания. Быть готовым и на лишения, если когда-то их пошлет Бог.

Богатство может быть не только в деньгах, но и в успешности, знаменитости, в чем угодно. Если мы богатимся не в Бога, то нам горе. Может оно быть во взаимоотношениях в семье. Если мы не желаем себе и своим близким только одного – спасения души, вечной жизни в Небесном Царстве, если здесь, в земных радостях, переживаемых вместе с нашими близкими, и есть наше богатство. Если мы не предаем себя и их судьбу в Божью волю. Иногда для спасения необходимо перенести болезнь, те или иные скорбные обстоятельства, иногда всеведущий и любящий нас Господь посылает раннюю смерть... Предающий все в волю Божию будет делать что от него зависит, заботясь о близких, но и будет добавлять в молитве: «да будет воля Твоя». Если же не так, то такая любовь станет горем и для того, кто любит, и для того на кого она направлена.

Также в сегодняшнем Евангелии мы читаем слова Господа о милостыне: «всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». Толкователи так говорят нам о том, как следует исполнять эти слова: «любовь подскажет тебе, когда полезно дать просящему, а когда и вредно; она не позволит тебе подать нож требующему его безумцу, или же яд желающему лишить себя жизни. Иной слабый человек просит на водку, на прихоти; такому иногда полезнее бывает вместо денег подать слово братского вразумления. И Спаситель не всякому просящему подавал именно то, чего он просил: один проситель, например, кричал Ему из толпы: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», но Господь вместо этого подал ему и всем бывшим тут совет: смотрите, берегитесь любостяжания (Лк. 12:15)».



14 октября 2018. Покров Пресвятой Богородицы.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех вас, братья и сестры, поздравляем с Престольным Праздником, с днем Покрова Пресвятой Богородицы!

Событие, которое мы сегодня празднуем, имело место в столице Византийской империи, в Константинополе. На Всенощное бдение во Влахернский храм пришло множество народа и все молились, чтобы Господь отвел нависшую над городом огромную опасность. Варварские племена осадили столицу империи, а силы обороняющихся были несопоставимо меньше.

Во время молитвы блаженный Андрей, Христа ради юродивый и его ученик Епифаний увидели, как Сама Богородица подошла к престолу храма и долго молилась на коленях. После, сопровождаемая множеством святых и ангелов, Она вышла на амвон и распростерла над всеми молящимися большое сияющее покрывало, являющееся символом Ее любви и заботы, распростерла Свой Покров. На утро варвары отошли от города, осада была снята.

Это событие было отражено в летописях, но со временем забыто. Спустя многие годы Русь приняла православную веру. Народы, некогда осаждавшие Константинополь, сами прибегли к Покрову Девы, стали возносить Ей молитвы. Однажды князь Андрей Боголюбский после военной победы долгое время не мог заснуть. Он стал перечитывать летописи и там обнаружил упоминание о событии, имевшем место во Влахернской церкви. "Не должно такому событию оставаться забытым, установим по этому поводу праздник", сказал он. Так православный мир стал отмечать это торжество.

Сегодня мы вспоминаем о том, как произошло еще одно явление, которое напомнило нам о материнской заботе о нас Пресвятой Девы. У Креста Спаситель усыновил всех нас Богородице. С материнской заботой Она теперь вникает во все наши дела, заботы, радости и скорби. Для святых людей Ее забота о нас несомненна.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил так: "Мы грешны и нечисты, а Она — Пречистая; как за Ее молитвы не помиловать нас, нечистых, если только мы желаем очиститься и не прилагаем снова грехов ко грехам?! Мы горды при своих нечистотах, а Она так смиренна при всех Своих добродетелях, при всем Своем величии. Kак, смотря на Ее смиренные молитвы, не помиловать нас, гордых и жестоковыйных, если мы смиряемся пред Богом и пред Нею! ... хотите ли вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия жизни, обращайтесь усердно, все братья, с молитвой к Матери Божией, просите себе Ее высокого содействия, Ее утешения, — просите горячо, неотступно – так, как если бы вы видели Ее пред своими глазами в Ее божественной славе, — и вы верно получите Ее помощь; Она верно осенит вас Своим покровом. Вы сами это увидите, почувствуете, осяжете, вам будет так легко, так мирно, весело... Хотя Она теперь на небе, во всей небесной славе, но Она — от нас, с нашей грешной земли: жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать оттуда, не заступить Своих?! Только не нужно, братья, никогда не нужно забывать, что Она — Пресвятая и не любит беззакония. Поэтому, прося в молитвах наших предстательства Ее за нас у Бога, будем стараться быть далекими от всякого греха, как нечистоты, которая отвращает от нас и очи, и слух небесной Заступницы и навлекает на нас гнев небесный".



13 октября 2018. Суббота седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 17-26.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Христос вновь пришел в Капернаум. В этом городе часто раздавалась Его проповедь. Здесь Он впервые благовествовал о Царстве Небесном, здесь были призваны апостолы Петр, Андрей, братья Зеведеевы: Иоанн Богослов и Иаков, апостол Левий (Матфей). Здесь совершались Господом многочисленные исцеления. В этом небольшом городе, расположенном на берегу самого низкого озера в мире - Тивериадского (Генисаретского), уровень которого на двести метров ниже уровня мирового океана, в этом городе все жители отлично знали о Христе, помнили Его чудеса. Потому, когда «слышно стало, что Он в доме», «тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово».

По причине многолюдства, четверо людей, принесших ко Христу тяжело больного человека, не могли войти в дом, где Спаситель учил. Тогда они забрались на крышу дома, и, разобрав кровлю, спустили кровать с больным человеком к ногам Господа.

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои». Милостивый Господь начал с главного. Видя веру людей, принесших больного, и веру самого расслабленного, Он врачует его душу.

Именно от состояния души и зависит, будем ли мы счастливы как во время земной, так и вечной жизни. Чистая душа несравненно важнее здорового тела. Потому иногда Господь не отвечает на наши молитвы о выздоровлении. Болезни и страдания, переносимые с терпением, могут стать средствами, через которые исцеляется душа.

Архимандрит Павел (Груздев) в своём дневнике записал:

"Болезнь души – болезнь есть злая,
Не дай Господь её всем нам,
А плоти боль есть боль благая,
она возводит к небесам.
Болезнь грехи нам очищает
И к покаянию зовёт,
На путь добра нас наставляет
и в Царство Божие ведёт.
Болит ли плоть-душа здорова,
Слабеет тело –дух растёт.
Кто на земле страдает часто,
Тот со Христом всегда живёт.
Не в силе Бог и не в здоровье,
Скорей здоровым Бог забыт,
Но в немощи Господня сила,
И у больного Врач стоит.
Вот потому ты, друг, в болезни
Не унывай, не смей роптать,
Болезнь есть Божье вразумленье,
В болезнях Божья благодать".

Святитель Григорий Богослов выражал мысль о том, что не так тяжело переносить скорби, как тяжело не обратиться к Богу, не исправиться в грехах, не "уцеломудриться" в скорбное время. Хотя можно отвергать Бога и дальше, впадая в уныние...

Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «есть люди, по всем человеческим меркам совершенно несчастные, один тридцать лет лежит без движения, но дай нам Бог всем такое счастье, в котором он живет».

Христос сперва заботится о прощении грехов кающегося грешника. Всякому, ищущему исцеления, следует сначала позаботиться о душе, а здоровье предоставить на волю Божию. Тогда Господь устроит так, как будет полезнее и лучше для нас. Святой Марк Подвижник говорил: "Если ты заболел и ищешь исцеления, в первую очередь позаботься о совести. Все, что она говорит сделай и найдёшь пользу".

Также Христос показал всем веру больного и принесших его. Обличил и неверие фарисеев, которые, несмотря на то, что уже много раз видели чудеса, стали роптать: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Господь, «узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».

По мысли толкователей, пример исцеления души и тела расслабленного показывает каждому из нас путь к спасению души. Кто эти четыре спутника, которые должны принести нас к ногам Господа, которому все возможно? Святые отцы говорят, что это наши:

1) презрение к себе (раскаяние осознавшего свои грехи);

2) исповедь согрешений;

3) забота об исправлении (ведь просто назвать свои грехи недостаточно).

4) молитва, обращённая к Богу.



12 октября 2018. Пятница седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

В сегодняшнем Евангельском чтении, которое читается в дни памяти преподобных, то есть святых монахов, мы читаем о наставлениях Иисуса Христа. Эти наставления получили название "заповеди блаженств". Их удивительная особенность состоит в том, что они не написаны в повелительном наклонении - делай то то, не делай так. Христос просто говорит: "блаженны (то есть счастливы в переводе на современный русский язык) нищие духом". В них Господь раскрывает нам секрет счастья, путь к нему. Современный человек всю жизнь старается стать счастливым. Стремится построить карьеру, много трудится, заботится о своем здоровье. Но при этом забывает о душе, о Боге. О грехах, которые все дальше удаляют нас от Господа. А без Бога стать счастливым невозможно. "Истинная радость происходит от чистой совести", наставлял архимандрит Павел (Груздев). Святитель Феофан Затворник говорит, что люди всю жизнь бегут в поте лица, но бегут не той дорогой, и потому не находят счастья.

Христос не дает приказов. Он принес людям радость, показывает где она. Хочешь ее? Возьми.

Первая заповедь блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие". В ней говорится о том, что тот, кто осознал свою духовную нищету (крайнюю степень бедности), множество грехов, отсутствие добродетелей, тот положил начало своему спасению, начало жизни с Богом. Противоположное состояние святыми отцами называется прельщением. Грешный человек не видит, что он плох, себя оправдывает, а других осуждает. Преподобный Антоний Великий говорил: "Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие". "Кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет Бог", говорил преподобный Антоний. Видение своих грехов и сокрушение о них это признак выздоравливающей души.

Следующая заповедь естественно следует из первой: "Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь". "Блаженны алчущие и жаждущие правды", передает эту заповедь другой евангелист. Речь идет о тех людях, которые хорошо слышат свою совесть. Как тело требует удовлетворения голода у того, кто не ел несколько дней, или как так у того, кто давно не пил, в знойный день обостряется жажда, так совестливый человек стремится к жизни по правде Божьей. Праведную жизнь необходимо именно жаждать, а не просто вяло знакомиться с содержимым Библии, не просто вычитывать слова молитв. "На молитву нужно вставать поспешно, как на пожар", наставлял архимандрит Павел (Груздев).

"Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь". Конечно, речь идет не о всяком плаче. Скорбеть может и бессильная ненависть и неудовлетворенное сребролюбие. Таким не стоит ожидать утешения и помощи от Бога в злых намерениях. Апостол Лука написал Евангелие на греческом. На языке оригинала слово, переведенное как "плачущие", также имеет значения: «скорбящие, печалящиеся» - о своих грехах.

Эти заповеди - фундамент, основа благочестивой жизни. Они являются ступенями, которые нельзя перешагнуть и оказаться на более высоких. Сам Господь обещает таким людям утешение. Обещает привести их в Царство Небесное. Христианину, желающему встать на путь, указанный Христом, на путь покаяния, можно посоветовать испытать свою совесть с помощью духовной литературы. Весьма полезна может быть книга "Опыт построения исповеди", которая составлена на основе бесед о грехах, которые были произнесены архимандритом Иоанном Крестьянкиным.

Завершаются заповеди блаженств словами: "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их". Святитель Лука Войно-Ясенецкий обращал внимание, что эти слова относятся не только к мученикам, которых убивают за христианскую веру. Нам, говорил он, "смиренным христианам, надо искать именно Божьей силы и, подобно апостолу Павлу, хвалиться только немощами своими. Надо благодарить Бога, когда мы в немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа, ибо тогда мы истинно сильны. Будем искать не силы мира сего, а немощей, Богом посылаемых. Будем благодарить, будем радоваться, когда Бог посылает нам болезни, когда претерпеваем великую скорбь от смерти близких своих, когда терпим нужду, голод, холод, когда преследуют нас, когда издеваются над нами, когда поносят нас. Ибо, если тогда будем благодушествовать в немощах своих, а не роптать на Бога, помня, что сила Божия в немощи совершается, сбудутся на нас слова Христовы: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня".

Таким образом, речь здесь может идти и о несении христианином своего жизненного креста в покаянии, без отчаяния, о прощении обидчиков. Архимандрит Павел (Груздев) говорил:

"Блаженны будете, когда людская злоба

За Имя Божие вам сердце уязвит,

Отнимет честь, друзей и будет гнать до гроба...

Утешьтесь: небо все с избытком возвратит".



11 октября 2018. Четверг седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 33-39.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том как к Христу подошли фарисеи и ученики Иоанна Крестителя и спросили: "почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?"

Спаситель "сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то' и другое. Иникто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше".

Многих иудеев пост надмевал, приводил к осуждению тех кто не постится. Сами они не становились лучше. У них лишь добавлялся грех осуждения. Неправильно постится тот, кто соблюдает строгое воздержание в пище, но не видит беды в том, что в сердце он допускает злобу и нечистоту. Кто читает многие молитвы лишь устами, а его мысли далеки от произносимых слов. Вместо духовных добродетелей пост и молитва приносят таким духовный вред. По мысли Игнатия Брянчанинова тот, кто заботится только о внешнем и не старается о внутреннем, не может не впасть в ложное самомнение. Особая опасность этого состояния в том, что заметить явный грех и покаяться в нем гораздо проще.
Слово "фарисеи", которым именовали себя религиозные лидеры иудеев, так и переводится - особенные. Таковыми они себя считали за то, что тщательно соблюдали внешние предписания. Однако Христос уподоблял их красивым гробам за то, что они при этом лицемерно не придавали значения главному, чистоте души.

Спаситель пришел наполнить обрядовые постановления Ветхого Завета истинным смыслом. Но апостолы только начали слышать новозаветную проповедь, свои представления о религии они получили, воспитываясь в иудейской среде. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что ученики Христовы на тот момент еще не были готовы к правильному посту. Пост, говорит святитель, при правильном отношении, заключает в себе радость, ведь он ведет к здравию души. А видеть, что душа поправляется радостно, еще более радостно, чем видеть, что тело выздоравливает. Так поститься апостолы еще не могли, ещё не могли увидеть в посте не цель, но лишь средство. Господь ещё только готовил учеников к правильному посту, учил избегать духовных ошибок. Потому многие внешние предписания ученики Спасителя не соблюдали.

Вопрошающим Спаситель ответил, что всему свое время. И, чтобы Его мысль была лучше понята, привел сразу три небольших притчи.
Фарисейское понимание поста уподобляется старой, изношенной одежде. Ее, эту одежду, необходимо заменить на новую, на евангельское понимание духовной жизни, а не пытаться ее починить, отрывая куски от новой одежды и нашивая заплаты из крепкой ткани на ткань негодную. Заблуждения фарисеев настолько сильны, что требуется оставить все ветхое и начать сначала. Иначе с неутвердившимися в вере произойдет то же, что со старыми мехами, в которые вольют новое вино. Вино - символ радости, благодати Божией, которую не может принять в себя грешная душа.
Но слова Господа имеют отношение не только к первым христианам, выходцам из иудеев. Нам важно понимать, что молитва и пост - сильные средства для исцеления души. Они подобны лекарствам.
Чтобы была польза от прочитываемых по молитвослову молитв, важно понимать их смысл. Не просто вычитывать текст, но стараться при чтении не рассеиваться умом.
Если мы стали видеть в себе множество грехов, перестали осуждать окружающих, если научились сдерживать гнев, в нас появилось сострадание к ближним, появилось стремление к молитве, к богослужению, чтению Священного Писания, значит пост и молитва принесли нам пользу.
Пришедшему в Церковь и желающему поститься, выполнять молитвенное правило, следует обсудить со священником, в какой степени для него сейчас это было бы полезно. Нередко такие люди смотрят на церковный календарь, в котором отражен монашеский устав о посте и говорят: "я так не смогу". А ведь это правила не для тех, кто только переступил порог храма. Святые отцы говорят нам, что мы должны явиться не убийцами своего тела от неразумно строгого воздержания, но убийцами своих греховных страстей.

Между тем, пост, на который благословит нас священник, а также регулярно читаемое молитвенное правило, которое подобрано в соответствии с нашими силами, будут очень полезны. Оптинские старцы в своих поучениях говорят: "При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются". "Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи". «Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»
Без поста победить страсти, учат святые отцы, было бы чудом, подобным тому, как находиться в огне и не сгорать.



10 октября 2018. Среда седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 12 - 16.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как ко Христу подошел прокаженный. Проказа - тяжелая болезнь. У заболевшего гниют и иногда отваливаются части тела, расшатываются и выпадают зубы, однако смерть может не приходить длительное время и человек тяжело страдает. Прокаженный изгонялся из общества в безлюдные места, терял работу, семью, испытывал физические и душевные страдания.

Прокаженный, о котором мы слышим, приступил ко Христу не как к врачу, но как к Богу. Врача просят помочь чем возможно, а прокаженный "увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить".

Спаситель "простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него". Прикоснувшийся к прокаженному считался нечистым. Господь же нарочито прикоснулся к нему, показывая, что не это оскверняет человека. Нас оскверняет душевная проказа - греховные страсти.

А другое требование ветхозаветного Закона Господь повелел ему исполнить. "Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им".

Толкователи объясняют, какой дар должен был принести в храме очистившийся от проказы иудей. Это две птицы. Одна из них заколалась, в ее крови омокались крылья другой птицы и та отпускалась на свободу. Одна птица символизировала человеческую природу, которую Христос воспринял в Рождестве от Духа Святого и Марии Девы. Другая птица была символом Его Божественной природы, которую Он, как Бог, имел всегда. По человечеству Он пострадал и умер на Кресте, а затем воскрес и вознесся. Божественная же Его природа не испытывала страданий. Очищение от телесной проказы символизировало очищение благодатью Божией от всякого греха, от всякой скверны душ верующих во Христа.

Очевидно, ни исцеленные прокаженные, ни ветхозаветные священники не понимали почему жертва приносится таким образом. Делали так, потому что так положено. Но Христос наполняет Ветхий Завет истинным смыслом. Как стакан обретает смысл, когда его наполняют водой, так и Ветхий Завет. Его смысл раскрывается в Новом Завете.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ЖИТИЕ МАТРОНЫ

Фотография блаженной старицы Матроны. Матрона Дмитриевна Никонова. 1881г. - 2 мая 1952 г.


ФЕОДОР II

Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II, посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь и поклонился мощам святой праведной блаженной Матроны Московской. 6 сентября 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПОДВОРЬЕ в Марково

Храм Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. 21 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


Колокольня

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за освящением закладного камня новой монастырской колокольни на месте разрушенной. 2 мая 1999 г.