ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ

Великое освящение трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровскоко женского монастыря в селе Марково, совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра. 13 ноября 2004 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ

В Великий понедельник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь Москвы. 29 марта 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


НОВАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

Колокольня. 28 августа 2009 г. Первая шатровая колокольня стояла уже в 1707 г. В 1799 г. была перестроена и обрела вид трехъярусной. Воссоздана в 1999-2002 г.г. Освящена Святейшим Патриархом Алексием II 4 октября 2002 г. Фото: Виктор Корнюшин


ХРАМ МАТРОНЫ

Храм в честь святой праведной блаженной Матроны Московской. 1 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

25 февраля 2018. Неделя Торжества Православия. Евангельское чтение: Ин 1, 43-51.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Господь призвал к служению апостолов Филиппа и Нафанаила. По мысли толкователей, Филипп больше не разумом, а своим сердцем узнал Мессию в Иисусе. Господь обратился к Филиппу со словами: "иди за Мною" и он пошёл. Первый, к кому сразу после того поспешил с апостольским благовестием Филипп – Нафанаил. Но тот не торопился доверять в таком важном вопросе даже хорошо знакомому человеку. «Из Назарета может ли быть что доброе?», спросил он его.

В то время окрестности Назарета были населены многими языческими народами. Нафанаил выразил сомнение в том, что Мессия может происходить из этих мест. Филипп не стал убеждать его, но просто сказал ему «пойди и посмотри».
«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».
Что делал Нафанаил под смоковницей? Этого никто не знает. Некоторые толкователи считают, что под деревом он в уединении молился Богу. Слова Господа произвели переворот в душе Нафанаила. И он исповедовал Христа Мессией, которого ожидал богоизбранный народ на протяжении многих веков: "Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего".

Только прикоснувшись к чудесам Спасителя, Нафанаил принял Его и последовал за Ним. Книжники израильские видели и большее – исцеления, воскрешения мертвых, но только о том и думали, как Христа погубить. Их духовная слепота, безумие, были следствием того, что они привыкли заглушать свою совесть.

Нафанаил искал Бога и Господь его нашел. Всеведущий Бог видит каждого человека, ведает помышления всякого, не только Нафанаила под смоковницей. Ему известны и намерения и поступки каждого из нас. Но мы не задумываемся об этом. Лишь немногие люди, все время помня об этом, «ходят перед Богом». Таковым, например, был Енох, о котором говорится в начале книги Бытия. Все, что известно о нем это то, что он ходил перед Богом. Но больше ничего и не нужно знать о его святости. Если мы попробуем подражать этим праведникам, то поймем как это тяжело. Ходить хотя бы один день перед Богом. Все что ни делаешь: работаешь – работай перед очами Божиими, отдыхаешь, разговариваешь со знакомыми – делай это перед Богом, молишься – понимай, что Господь рядом и обращайся к Нему со вниманием и страхом. Если мы будем постоянно приводить себе на память присутствие Божие близ нас, искать Его, тогда и в нашей жизни произойдет встреча, которая произошла с Нафанаилом, которая преобразит нашу жизнь.

Господь видит всякое доброе дело или помышления человека. Известный актёр Иннокентий Смоктуновский рассказывал о себе: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел… Мне было шесть лет, и в какой-то праздник тетя дала мне тридцать рублей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Я уже принял решение, что оставлю деньги себе, а тетке скажу, что отнес. И тем не менее почему-то все равно иду к храму. Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, твердо зная, что никому ничего не отдам. И вдруг подошел к служителю и сказал: «Возьмите на храм, пожалуйста»… С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».



24 февраля 2018. Суббота первой седмицы Великого поста. Евангельское чтение: Мк 2, 23 - 3, 5.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы читаем о том, как Христос в субботу шел с учениками по полю, усеянному колосьями. Ученики, посвящавшие все свое время слышанию учения Господа, не имели времени позаботиться о пище, потому были голодны. В те времена закон позволял путникам срывать колосья с чужого поля для подкрепления сил. Апостолы стали срывать их и есть зерна. Это заметили фарисеи - люди, изучавшие Священное Писание, но делавшие акцент на исполнении лишь внешних постановлений Закона, а сути заповедей не понимавшие. Они стали упрекать учеников Христовых в том, что те нарушают субботу. Суббота, согласно четвертой заповеди - день покоя. Этот день должен быть посвящен Богу. В этот день нельзя работать. Срывать колосья, по мысли фарисеев, - это тоже работа.

Господь, обличая неправоту фарисеев, говорит им: "суббота для человека, а не человек для субботы". Внешние установления - дни, которые необходимо посвящать Богу, посты, - установлены для того, чтобы приносить человеку пользу, чтобы сделать его добрее, помочь очиститься от грехов. Они нужны для того, чтобы человек освящался. Они служат человеку, но не человек должен служить им. Диаметрально противоположно понимали смысл поста фарисеи.

Неправильное понимание внешних благочестивых установлений свойственно и большинству из нас. Многие каются, например, в том, что убирались в квартире в воскресенье. А в чем смысл воскресного дня, который мы в Новом Завете посвящаем Богу? Христианство не в том, чтобы не стирать белье, не ходить в магазин по воскресным дням, но в том, что мы должны сделать в воскресенье, в церковные праздники. Начать и закончить этот день молитвой, почитать Священное Писание, а самое главное - посетить литургию, и, хотя бы в некоторые воскресные дни, подготовиться и приступить к причастию.
Молиться весь день мы не сможем. Если будем просто сидеть и смотреть в стенку, это будет, по мысли святителя Феофана Затворника, греховное безделие. Потому сделаем в воскресный день главное, тогда и не будет никакого греха, если что-то по хозяйству успеем, и отдохнем.

Далее в Евангелии мы читаем о том, как Христос в тот же день пришел в храм. Там стоял человек с больной рукой. Фарисеи наблюдали, не исцелит ли его Христос. Если исцелит то, как они думали, Иисуса можно будет обвинить в том, что Он нарушил Богом установленный закон о покое субботнего дня. Христос перед тем, как совершил исцеление, спросил законников: "должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?" То есть: "Я хочу исцелить, сделать дело любви и вы говорите, что Я нарушаю закон. А при этом сами желаете Меня предать смерти. И даже не замечаете, кто из нас соблюдает, а кто нарушает субботу".

Слушая слова сегодняшнего Евангельского чтения, мы должны понять истинный смысл Великого поста, понять, что для нас главное в эти дни, а что второстепенное. Если мы ограничились лишь строгим, а порой и несоразмерным для нас воздержанием в еде по монастырскому уставу, а в обращении с ближними гневаемся, сплетничаем, зложелательствуем, если предаемся нечистым помыслам, проводим время за пустыми развлечениями, забываем о необходимости со вниманием молиться, о духовном чтении, можем ли мы сказать, что мы постимся?

Архимандрит Павел (Груздев) рассказывал о себе, как однажды он согласился разделить постом трапезу с человеком, который долгое время ожидал встречи с ним. Нарушил пост, чтобы не обидеть ближнего. "Господи, робята, напился, наелся на две недели, и домой пришел с радостью – и парню благотворил. Дай ему, Господи, доброго здоровья! А пост-то! Поститеся да молитеся, когда люди не видят. Верно? Верно. Вот так-то". «Сумасшедший грех, когда придешь в гости и будешь из себя святошу строить», говорил отец Павел. О нем вспоминают, что "в отношении поста батюшка держал неизменную позицию: пост должен быть прежде всего духовный. Будь внимательнее к себе и к ближнему, остерегайся кого-нибудь невзначай обидеть. Не причиняй зла. «Не ешь людей», – говорил батюшка. «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи», – писал он в своем дневнике. «Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хоть и ничего и не ест, однако ж, не перестает грешить»". "Ты лучше молочка постом выпей, да человека не ешь", говорил отец Павел.



23 февраля 2018. Пятница первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 3, 1 – 14.

В сегодняшнем ветхозаветном чтении пророк Исаия говорит о том, какие бедствия ожидают богоизбранный народ, который отринул Бога. Народ, который имел праведников, пророков, Божественное Откровение, но не последовал по пути, указанному Господом. Среди многих бед предсказывается разорение Иерусалима, общественные нечестия, погибель. «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его».

Данный отрывок из Ветхого Завета, читаемый в дни поста, напоминает нам о печальной участи всякого человека, живущего неправедно. Как могли спастись иудеи от предсказанных пророком бедствий, как нам спастись от грядущего гнева Божьего? Начать следует с того, чтобы осудить себя, увидеть свой грех. В чтении из Священного Писания, читаемого на вечерне, мы слышим: "Господь гордым противится, смиренным же дает благодать" (Прит. 3, 34). Необходимо оставить самооправдание и осуждение других. Настали дни испытания своей совести.

Святитель Феофан Затворник призывал: "Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования".

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость".

Преподобный Макарий Оптинский учил: «Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Амвросий Оптинский советовал как противостоять гордости: «Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться». «Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом». «Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

Гордость часто является причиной неверия. Рано или поздно всякий гордый человек будет посрамлен. Всякий человек, верит ли он в Бога или нет, старается ли жить по заповедям или уже давно заглушил свою совесть, даст ответ Богу. Об архимандрите Павле (Груздеве) рассказывают, что как-то его попросили принять участие в похоронах "одного сельчанина, шебутного деда, крепкого работяги. Хороший был мужик, но в Бога не верил". Отец Павел "поставил на могиле старинный кованный крест с распятием Спасителя, а на кресте повесил фанерку с надписью: «Во блаженном успении вечный покой безбожнику Алексею Братухину». Так ведь и впрямь – веришь ты в Бога или нет, а живешь и умираешь под святым Его кровом".



22 февраля 2018 года. Четверг первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 2, 11-21.

В сегодняшнем чтении из Книги пророка Исаии мы слышим слова о грядущем Страшном Суде: "Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено,- и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут".
Не требуется никаких доказательств того, что материальное благополучие, высокое положение, к которому люди как правило стремятся в этой жизни, все это скоро будет нами оставлено. Избежать смерти не удавалось никому. Один из подвижников благочестия прошлого столетия, игумен Никон Воробьев, говорил: "чем больше человек заработает, тем больше он оставит". Чем большим будет наше стяжание, тем большей будет потеря и разочарование, если вся наша жизнь была посвящена служению ложным ценностям. Вся сила человеческая, все величие падет, ничто не поможет избежать гнева Божия. Истинную цену будет иметь лишь добродетель.

Вечного осуждения избегут те, кто последуют словам из другого чтения, которое читается сегодня на вечерне: "Бойся Бога и удаляйся от зла" (Притч 3, 7). Пост призван помочь нам в этом. Архимандрит Павел (Груздев) говорил: "как вода погашает пламень, так голод и жажда погашают и уничтожают раздражение страстей".

"Постись духом, а не только брюхом. Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются дьяволу, который, хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить".

В чтении из Книги Притчей Соломона мы читаем далее:
"Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,- потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!"

Если отец любит сына, он никогда не скажет ему: "я знаю, ты устаешь в школе, можешь больше туда не ходить, не делай домашнее задание, проводи время как хочешь". Напротив, любящий отец будет требователен и строг к ребёнку. Но, придя усталым поздно вечером домой, найдёт возможность позаниматься с сыном, объяснить ему непонятное. Так и Бог. Не отнимает у нас страдания, которые являются следствием нашей злой воли, греховной поврежденности. Но Он так направляет обстоятельства жизни, чтобы через страдания привести нас к исправлению. Он Сам прошёл с нами скорбный путь, претерпел распятие на Кресте. "Где же Бог?" вопрошают некоторые, измученные жизненными скорбями, несправедливостью. "Бог на Кресте", ответил некто из духовно опытных людей. Он с нами, Он никогда не оставляет нас.

Блаженный Иероним Стридонский сказал так: "Отец вразумляет только того, кого любит; учитель наказывает только того ученика, в котором замечает более сильные способности; врач уже отчаивается, если перестает лечить. Поэтому размышляй так: как Лазарь получил злое в жизни своей, так и я с радостью потерплю страдания в жизни настоящей, чтобы приобрести славу в жизни будущей; ибо Господь не отмстит дважды".

Разум и премудрость, о которых сказал пророк - это понимание, что путь, указанный Богом, благ, осознание, что путь греха ведет к смерти. Эта премудрость, и соответствующая ей жизнь, дает блаженство, счастье.



21 февраля 2018 года. Среда первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 2, 3-11.

В сегодняшнем чтении из Книги пророка Исаии мы слышим ветхозаветное пророчество о Мессии Христе: "И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". Пророчество говорит о том, что с пришествием Христа прекратятся войны и бедствия, наступит Царство Бога, в котором будет мир. Кроме этого, в Ветхом Завете встречаются иные похожие пророчества о вечном Царстве, которое принесет Христос: "Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь" (Ис 65, 25).

Некоторые люди, изучающие Ветхий Завет, говорят, что потому и не принимают Христа, что не видят исполнения этих пророчеств. Войны как были так и идут, кругом страдания, смерть. Где Царство Божие, пришедшее в силе? Значит, делают они вывод, и Мессия еще не приходил, христиане заблуждаются.
Что же говорит о Своем Царстве Сам Христос? "Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть"( Лк 17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: "если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием"(Собеседование первое. Гл. 13). Господь принес Новый Завет, церковные таинства, и здесь, на земле, душа каждого человека в течение своей жизни должна сделать выбор, принимает ли она это Царство или не готова оставить царство греха.

"О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем", взывает пророк. И далее перечисляет грехи, которыми люди лишают себя Царства Божия, за которые Господь отринет нераскаянных:
"Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении. И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его; и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их. И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их". Сейчас меньше стало грубого язычества - поклонения статуям, силам природы, но еще более усилилось служение людей золоту, серебру. В материальном благополучии многие и видят цель своей жизни, а о душе, о делах милосердия забывают. Надеются на богатство и положение в обществе, забывают молитве, о Боге.

"И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их".Человек, призванный к Небесному Царству, идолопоклонством унизил себя. Пророк предостерегает от этого.
Во время Второго Пришествия Христова Его Царство явится в силе. Никто не сможет противостать Ему. Но принять это Царство в своей душе мы тогда уже не сможем. Оно должно быть принято нами сейчас. Принято совершенно добровольно. Потому Господь попускает своим последователям быть гонимыми, святыням быть поруганными.

Для того, чтобы мы увидели, что живем не по законам Царства Божьего, чтобы приступили к Господу с покаянием, чтобы отвлеклись от обычной для нас суеты и позаботились о самом главном, установлено время поста.



20 февраля 2018 года. Вторник первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 1, 19 – 2,3; Быт 1, 14-23.

Богоизбранный израильский народ в ветхозаветные времена находился в союзе с Богом. Подобно и каждый христианин при крещении вступает с Богом в союз. Это не просто союз двух заинтересованных друг в друге лиц. Образ, который часто используют пророки – брак. Ведь в основе брачного союза должны лежать любовь, самопожертвование и обещание верности. Свою Любовь, даже до Креста, явил нам Господь. Образ брачного союза помогает нам понять сегодняшнее чтение из книги Бытия – о сотворении мира: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы».

Получается, что луна и звезды созданы для того, чтобы светить человеку по ночам. Возникает вопрос – раньше люди могли не знать, но теперь науке известны такие далекие звезды, которые в самых мощных телескопах едва заметны. И их тоже Бог создал для того, чтобы они светили людям ночью? Образ влюбленных помогает прикоснуться к этой тайне. Любовь всегда дарит все с избытком. Жених, полюбивший невесту, не станет делать ей сугубо практичный подарок, например комплект носков, буханку хлеба. Он подарит ей большой букет, который ей с практической точки зрения не очень то и необходим, но ей будет приятно. Так и любовь Божия все даёт нам с избытком. Господь отдает людям Самого Себя.

В чтении из Книги пророка Исаии мы слышим о том, как пророк обличает иерусалимлян и прочих грешных людей, которые не сохранили верность Господу, нарушили завет, заключенный с Ним: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы».

«Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою». Духовное богатство грешных людей стало изгарью – поддельным, не имеющим цены. Вино – образ Закона Божия, заключенного в Священном Писании. Вином назван он потому, что как вино веселит сердце человека, слышание Слова Божия и исполнение его дает духовную радость. Вино смешалось с водой – заповеди Божии человек толкует по своему уму, пытаясь оправдаться в грехах.

«Князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них». Начальники народа израильского должны были бы следить за нравственностью народа, но сами оказались исполнены всякой неправды. Так и наша разумная душа, являющаяся князем над телом, не только не останавливает порочные движения, возникающие в нас, но и является источником многих зол, мучит тело страстями. Дел милосердия и сострадания мы не являем.

«Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим! И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная". Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою; всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся». Нераскаянных грешников ждет погибель. Кающихся, стремящихся оставить зло, благодать Божия очистит от всякой неправды.

«Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит». Многие из древних иудеев впали в идолопоклонство. Поклонение идолам совершалось в священных дубравах. Пророк обещает им, что за это они будут постыжены. Как? При нападении врагов идолы их не избавят. Мы тоже делаем себе идолов и служим им – карьера, материальное благополучие, здоровье, слава, знакомства. А о Боге, о своей совести, забываем. Такие люди будут посрамлены. То, на что они уповали, к чему стремились, не спасет их.

«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы». Последние времена здесь – это окончание ветхозаветных времен. Предстоявшее с Рождеством Христовым начало Нового Завета. Тогда, говорит пророк, будет явлена гора дома Господня. По мысли толкователей, это Церковь Христова. Иоанн Златоуст объясняет сравнение с горой так. Каким бы сильным не было войско, оно не сможет сражаться с горой. Копья будут поломаны, а гора будет по-прежнему стоять. Так и Церковь. Ее гнали язычники, она была раздираема изнутри недостойными христианами, священнослужителями, но не только не исчезала, но росла: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима».



19 февраля 2018 года. Понедельник первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 1, 1-20.

Начался Великий пост. Церковь предлагает нам чтение из Книги пророка Исаии посвященное покаянию. Оно обращено ко всякому человеку, познавшему истинную веру, но не живущему по заповедям. Рассказывается о том, в чем суть покаяния. Речь идет от Имени Божиего.

"Слушайте, небеса, и внимай, земля" - так начинается обращение. Святыитель Иоанн Златоуст видит здесь гнев Божий к людям, бесчувственным к своей совести, к слову Божию. Скорее стихии услышат голос Господа, чем люди обратят внимание на Божии слова.

"Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет". Особенные благодеяния Божии оказаны людям, имеющим истинную веру. Но даже скоты, замечают святые отцы, поступают разумнее. Люди, забывающие о Боге, о душе, о совести, говорит Василий Великий, начинают жить скотоподобно, и даже хуже, так как забывают о своем Создателе и Благодетеле, а животные не забывают тех кто имеет о них попечение, знают где их жилище.

Словом Израиль назван богоизбранный народ. В ветхозаветные времена только среди израильтян была вера в Истинного Бога. Теперь же словом "Израиль" можно наименовать всех православных христиан.
"Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад". Иногда плач о грешниках был одним из видов проповеди который использовали пророки, чтобы достучаться до окаменевших сердец.

"Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими". Желая обратить людей от греха, Господь посылает заблудшим скорби и наказания, чтобы они одумались. Не найдя покаяния, посылает новые бедствия, но если сердце, несмотря ни на что, закрыто от Бога, то грешника ждет вечная погибель.

"И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город". Дщерь Сиона - Иерусалим. Богоизбранный народ оставил Бога. За это его постигло то же самое - Бог оставил его. Образы здесь такие: шатер в пустом винограднике, шалаш в расхищенном огороде, они больше не нужны.

"Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре". Часто пророки говорят не только о тех бедах, которые будут за грехи, но и о тех, какие должны были бы быть, если бы Господь не воздал бы гораздо меньшим злом. В самом наказании кающиеся должны увидеть благодеяние и человеколюбие Божие, которые милуют нас и ожидают нашего обращения.

"Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову".

Господу могут быть противны наши обращения к нему. Если человек не понимает, что у него много грехов, не кается в них, а молится Богу лишь для того, чтобы Тот избавил его от бед, помог в чем-то, и ради этого приносит большие жертвы на храм, то Богу это отвратительно. Такая молитва будет лишь в бо́льшее осуждение. Начать нужно с переосмысления своей жизни, со слез покаяния, с решимости к исправлению.
"Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как во́лну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят". Кающемуся грешнику обещается прощение всех грехов и помощь в исправлении. Господь восполнит нашу немощь, если мы искренно обратимся к Нему. Непростительных, неисцельных грехов не бывает. Неразрешимых ситуаций нет. Но если мы останемся глухими к словам Божиим, нас постигнет смерть. Покаяния после смерти нет.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


МОНАСТЫРЬ

Святые врата и часовня Покровского монастыря в Москве. 1882 г.


ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК

Последний звонок в приюте для девочек Покровского ставропигиального женского монастыря. 29 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПЕРВЫЙ ВИЗИТ

Первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Покровский монастырь и молебен Покрову Божией Матери перед Всенощным бдением. 13 октября 1996 г.


ПРЕСТАВЛЕНИЕ

Преставление св. блж. Матроны. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием