О монастыре

Покров Пресвятой Богородицы

От прежде бывших Убогих домов, замeщенных Покровским монастырем, перейдем и к самому празднику в память чудесного явления Богоматери св. Андрею Христа ради юродивому и ученику его св. Епифанию в Константинопольском Влахернском храмe 911 года. Не чуждым цeли описания Покровской обители считаем сказать несколько слов о самом изображении божественного видeния, бывшего св. Андрею Христа ради юродивому, происхождением Славянину, об установлении праздника Покрова в России и о древних церквах, сооруженных в память сего чуда.

Покров Пресвятой Богородицы

Влахернская церковь Богородицы. В честь явления в этом храме Богоматери православной церковью установлен праздник Покрова. Это знаменитая в истории восточного христианства церковь, некогда стоявшая у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог

От прежде бывших Убогих домов, замeщенных Покровским монастырем, перейдем и к самому празднику в память чудесного явления Богоматери св. Андрею Христа ради юродивому и ученику его св. Епифанию в Константинопольском Влахернском храмe 911 года. Не чуждым цeли описания Покровской обители считаем сказать несколько слов о самом изображении божественного видeния, бывшего св. Андрею Христа ради юродивому, происхождением Славянину, об установлении праздника Покрова в России и о древних церквах, сооруженных в память сего чуда.

Явление это, по изустному преданию, олицетворено на иконах; греческих его образов нам неизвeстно; замeтим только мeстные их разности в Русских. Так на иконe Новгородского письма, XIV вeка, трех пядей, хранящейся в мироварной палатe Синодального дома в Москвe изображена Божия Матерь с воздeтыми в молении руками к благословляющему Eе Спасителю;

10.JPG

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник

Она стоит на облакe над царскими дверями; над Нею два ангела держат распростертый покров, или омофор. За правым столпом храма три Святителя в кресчатых облачениях у престола, за лeвым два ангела. В исподнем ряду иконы с одной стороны лик Святых в предстоянии Иоанна Предтечи, с другой также лик Святых с св. Андреем, Христа ради юродивым, который указует свое видeние св. Епифанию; среди их диакон с книгою в рукe. На кровлe храма св. Димитрий Солунский, св. Косма и Дамиан. Подобное изображение встрeчается и между Новгородскими иконами XVI вeка. Но позднeе писанныя в Москвe иконы, между прочим и храмовая в Покровском монастырe, различествуют от древнeйшей Новгородской своим содержанием. Богоматерь, окруженная ликом Святых, Cама осeняет своим покровом предстоящих в храмe, гдe присутствуют царь Лев мудрый и царица Зоя, священнодeйствует Патриархь Тарасий, а на амвонe стоит диакон Роман сладкопeвец, держащий в рукe хартию с кондаком: «Дeва днесь предстоит в церкви» и пр., который напоминает пeснь, нeкогда воспeтую им в праздник Рождества Христова. По видимому, сладкопeвец, вспоминаемый Русскою Церковию в день Покрова, принадлежит к лику небожителей, потому что жил за пять вeков пред этим видeнием. Кромe Святых, изображаются миряне, слушавшие всенощное бдeние во Влахернском храмe, гдe в этом видe явилась Богоматерь. На вопрос в Стоглавe: «слeдует ли писать на иконe Покрова Божией Матери в исподнем ряду царей, князей, Святителей и народ?» послeдовал отвeт, что, «по свидeтельству пресловущих живописцев греческих и русских, на иконах Покрова Божией Матери, молящейся за весь мир, писано безчисленное множество народа». Но на древней Новгородской иконe, как мы замeтили, изображены одни только Святые, одно только явление, как вeроятно, первоначально писали, а в позднeйших иконах соединено явление с событием. Так различно изображение чудесного явления Богоматери в разныя времена и в разных мeстах.

Что ж касается до самого Праздника, то, хотя начало его и должно предполагать в Царьградe; но там он во время смут Греческой империи не получил полного церковного богослужебного вида и по этому не вошелъ в греческий мeсяцеслов и службы ему в праздничной Минеи нeт, как видно из греческого кондакаря XIII вeка, и новeйших мeсяцесловов. Утраченное Константипольскою Церковию восполнено нашею отечественною, которая усвоив себe этот праздник в память покровительства Божией Матери, причислила его к полиелейным всероссийским. Слова в праздничном канонe (на 1 стих 8 пeсни) приводят к вeроятному заключению, что митрополиты из Греков возобновили в России этот праздник, по своему происхождению, Греко-Славянский. «За ны помолися», говорят они, «твоего Покрова праздник, в Российстeй земли прославльшие». Пролог также относит к одному из древних наших митрополитов учреждение его в России: «Се убо егда слышах (о явлении Богоматери во Влахернском храмe св. Андрею с св. Епифанием), помышлях, како страшное и милосердное видeние и паче надeяния и заступления нашего, бысть без празднества, восхотeх, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая.» На этом основании и полагают, что такой праздник возобновлен и установлен в Русской Церкви. Он положен 1-го октября в Обиходe XIII вeка; в Милютинской минеe назван новым.

С установлением этого духовного торжества в Киевe, стали сооружаться и в других Русских городах церкви в память Покрова Божией Матери.

Между тeм как на Москвe до XV-го вeка еще неизвeстны были храмы в честь этого праздника, Владимир в XII, Суздаль в XIII, Новгород, Псков и Тверь в XIV вeкe уже молились в церквах, посвященных сему чудесному явлению Богоматери. В лeтописях под 1479 годом является на Москвe Великокняжеский Покровский монастырь близь Государева двора у Николы Подкопая, в старых Садeх, куда Иоанн III переставил церковь из Златоустова монастыря. Первый в Москвe Покровский монастырь, истребленный пожаром, не оставил по себe слeдов ни в мeстности, ни в истории. Завоевание Казани царем Иоанном Васильевичем 1552 г. в праздник Покрова Божией Матери, ознаменовано сооружением Покровского собора в Китай-городe, а отражение от Москвы Владислава в 1618 году – построением сонменного первому собору в подмосковном селe Рубцовe, переименованном, по храму, Покровским. От церквей, воздвигнутых на Москвe в славу Покрова Божией Матери, дано нeкоторым улицам прозвание Покровских. Так улица в Китай-городe, нынeшняя Варварская, в ХVII вeкe, именовавшаяся большою Покровскою, по церкви Покрова Божией Матери, также по придeлу, св. Великомученика Георгия, что на Псковской горe, простиралась до Покровского собора; в Бeлом городe Покровская, включительно с Малоросейкою, наименована от церкви того же имени, стоявшей во главe улицы: престол ея перенесен в ближайшую церковь Спаса, что на Глинищах.



Читать далее

Основание Покровского монастыря

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

До сооружения монастыря

Самое название Покровского монастыря Божедомским вызывает нас предварить историческое его описание кратким обозрeнием Убогих домов, на мeстe которых он поставлен в Москвe, и замeчаниями о самом празднике Покрова Божией Матери, которому он посвящен, тeм болeе, что то и другое находится в связи с историей монастыря и Москвы, как в гражданском так и в церковном отношении.

Убогий дом

В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах.

Покров Пресвятой Богородицы

От прежде бывших Убогих домов, замeщенных Покровским монастырем, перейдем и к самому празднику в память чудесного явления Богоматери св. Андрею Христа ради юродивому и ученику его св. Епифанию в Константинопольском Влахернском храмe 911 года. Не чуждым цeли описания Покровской обители считаем сказать несколько слов о самом изображении божественного видeния, бывшего св. Андрею Христа ради юродивому, происхождением Славянину, об установлении праздника Покрова в России и о древних церквах, сооруженных в память сего чуда.

Основание Покровского монастыря

Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника – основан, вмeсто древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях коммиссию – близ Коломенской, что нынe Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович.

Некрополь Покровского монастыря

Церкви с западной стороны окружены кладбищем, содержимом в надлежащем порядкe. Могилы усопших здeсь на Божией нивe, под покровом Божией Матери и под сeнию креста.

Настоятели, братия и прихожане монастыря до 1929 года

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич), Архимандрит Алексий (Патрикеев Михаил Яковлевич), Иеромонах Иона (Аким Иванович Богачев), Игумен Нафанаил (Скалкин Николай Павлович), Игумен Феодосий (Тарасов Федор Иванович), Иеродиакон (?) Евтихий (Тарасов Ефим Степанович (Иванович - ?)), Монах Мефодий (Михаил Ласкин), Аксенов Иван Малахиевич, Фока Карпович Шнырук, Хохлов Григорий Филиппович, Барабушкин Павел Николаевич, Воробьев Федор Иванович, Вовк Петр Иванович, Горбунов Иван Иванович

Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре

Помимо уже упоминавшихся преподобномучеников Данакта (Калашникова), Илариона (Цурикова) и Иоанна (Лабы) в Покровской обители проживали и другие афонские монахи, более 20 человек. Все они были высланы со Святой Горы из-за приверженности учению «имябожников».

Важные события обители до 1872 г.

История сего монастыря не обильна событиями; из них, как мы видeли, особенно важны в ней: 1) обращение Убогого дома в царский комнатный монастырь, 2) Причисление его, то к Крутицкой, то к Московской епархии и 3) назначение его из божедомского в училищный.

Монастырь перед закрытием. 1917-1929

Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью, находившейся на окраине тогдашней Москвы – у Покровской заставы, где в XIX – начале ХХ века проживало до 50 монахов. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.

Возрождение монастыря. 1995 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновить здесь Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной).

Первое посещение Покровской обители Святейшим Патриархом Алексием II

Первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Покровский монастырь. 13 октября 1996 г.

Лития на могиле блаженной старицы Матроны

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. Даниловское кладбище. 4 марта 1998 года

Обретение мощей блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Великое освящение Покровского храма

Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровского храма Покровского ставропигиального женского монастыря. 1998 г.

Возведение монахини Феофании в сан игумении

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.

Великое освящение крестов

Великое освящение крестов Воскресенского и Покровского храмов совершил Святейший Патриарх Алексий II. Покровский женский монастырь. 4 апреля 1998 г.

Перенесение мощей блаженной старицы Матроны

30 апреля 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при торжественном пении тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых...» было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужили заупокойное всенощное бдение.

Встреча иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Игумения Феофания с сестрами встречают икону Божией Матери «Взыскание погибших». Икона была написана примерно в 1915 году.

Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре. 1998 г.

Первый молебен на подворье в селе Марково

Первый молебен на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 4 ноября 1998 г.

Канонизация св. прав. блж. Матроны Московской

2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось торжественное причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых.

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты