Толкование на Евангелие

28 ноября 2018. Среда седмицы 27-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 15, 1-10.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа, сказанные Им иудейским законникам, которые обвиняли Его в том, что Он не гнушается разговаривать с грешными людьми. "Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи' и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся". 
Бог знает не только где находится всякий человек, Ему ведомы и мысли и дела всех людей, никто не скрыт от Него. Как же Он ищет грешников? Святитель Феофан Затворник говорил: "искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять. Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии через совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники все остаются грешниками!. . . Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: "завтра брошу", и остаются в прежнем положении". 
Человек является образом Божиим. Бог свободен и человек тоже. Бог не калечит в нас Свой же образ и не принуждает к добру, но, заботясь о нас, посылает различные обстоятельства жизни. Кому-то в чем-то поможет, а кому-то не даст чего-то важного и желаемого, так как Он знает, что иначе через это погибнет душа человека. Если дать иному власть и силу, такой может сделать много зла, не устояв перед соблазнами. Кому-то Бог посылает болезни и через это человек вспоминает о храме и вечности, приходит к покаянию. А может наоборот прийти в отчаяние, все зависит от нашей свободной воли, но Бог делает все возможное, чтобы обратить нас к жизни по Евангелию, к вечной счастливой жизни с Собой. Зная нас, Бог подаёт нам самое полезное. 
Вопросами откуда в мире зло задавались многие умы. Почему Бог допускает такое, не остановит все это?.. Во время атеистической пропаганды в нашей стране иногда устраивали "суд над Богом". Приводили пострадавших - больных младенцев, сирот, говорили о преуспевающих злодеях. Обвинителями были антицерковные агитаторы, адвокатом назначали какого-нибудь человека, не желавшего отказываться от веры. 
Для многих в трудных жизненных обстоятельствах Бог воспринимается как виновник, как Тот, Кто мог избавить и Кто этого не сделал. Когда же человек поймет, что он очень грешен, что живет не по Евангелию, то он приходит к пониманию, что Бог не обвиняемый, но оправдывающий нас Судья. 
Где же Бог, когда в мире такое происходит? Он на Кресте. И пригвоздился Он ко Кресту за наши грехи. С Креста призывает каждого к покаянию. Показывает нам и то, что будет если мы будем жить, оставляя Его, иногда попускает, чтобы было по нашему. Отсюда зло, но и через это Бог пытается нас обратить. 
Существует картина, написанная по библейскому сюжету - борьба Иакова с Богом. На ней мы видим как Иаков борется ночью с Кем-то, явившимся ему, но Тот, на самом деле, с ним не борется, а его поддерживает. 
Наши недоумения, отчаяния происходят и оттого, что мы не можем постичь весь Промысел Божий о мире, о каждом человеке, не можем увидеть всю картину в целом, видим только маленькую ее часть. Какой бы прекрасной картина ни была, на ней найдется более темное место, в нем темная точка. Если ее увеличить во много раз и смотреть только на нее, то можно подумать, что вся картина мрачная, но это не так. Промысел Божий о мире в том, чтобы каждого спасти, чтобы мы никогда больше не делали злое и не страдали. 
Из прочитанных сегодня евангельских притч мы можем сделать вывод и о том как нам следует благодарить Бога. Некоторые считают, что, благодаря Бога, нужно поставить много свеч, что-то пожертвовать на храм. Но при этом забывают о главном, о том без чего в нашей благодарности будет не много смысла. 
Когда мы хотим кого-то поблагодарить, то стараемся сделать ему что-то приятное. Чем мы можем порадовать Бога, Богородицу, ангелов, святых? У Бога все есть, Он Вседержитель. Но сегодня мы прочитали как это возможно, - радость бывает в мире духовном о каждом кающемся грешнике, решившем с помощью Божией встать на путь исправления. 

Толкование на Еф 6, 10-17. 

В этом чтении апостол Павел призывает нас: "братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие". 

Многие знают, что в старину воин, идя на брань, облекался в доспехи. Они защищали его с головы до ног. Без доспехов и оружия идти на битву безрассудно. Даже юноша, если он хорошо вооружен, сможет одолеть безоружного богатыря. 

Каждый христианин в крещении нарекается "воином Христа". Апостол Павел говорит всем христианам против кого наша брань, с кем у нас битва: "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных". У христианина не должно быть врагов среди людей, хотя порой именно среди окружающих нам видятся наши главные неприятели. Но, борясь с ними, мы сами проникаемся "духом злобы". Брань наша должна быть с бесами, которые ежечасно искушают нас, склоняют ко греху, желая погубить наши души. Они гораздо сильнее нас. Серафим Саровский образно говорил Мотовилову, что малейший из бесов легко может перевернуть когтем всю землю. Поэтому апостол Павел выступает в роли нашего оруженосца и призывает нас хорошо подготовиться к битве, не просто взять какое-то вооружение, но облечься "во всеоружие Божие", дабы не погибнуть, дабы дьявол не посмеялся над нами. Каждому из нас предстоят дни особых испытаний. Облечься необходимо сейчас, потому что во время битвы одевать доспехи уже поздно. Апостол призывает нас сейчас, сегодня взять духовное оружие "дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять". 

"Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною". Чтобы воин одел доспехи, ему необходимо встать. И нам необходимо восстать от греховной и нерадивой жизни и принять оружие от апостола. Во-первых, апостол несет нам пояс, которым призывает нас препоясаться. Воин без пояса к сражению не пригоден. Мужчина, выполняющий тяжелую физическую работу, должен быть препоясан хорошим ремнем. Для духовной брани нам, в первую очередь, следует препоясаться истиной. Иметь правое евангельское учение, святоотеческое толкование Писания. Мы должны, не льстя себе, в истине соотнести свою жизнь с Евангелием. Пусть эта истина и неприятна нам. Распоясанность, расслабление чресл это образ нерадивой, разболтанной жизни. Пояс подтягивает нас, недает нам впасть в расслабление. 

Апостол подает нам следующее оружие. Нам следует облечься "в броню праведности". Без брони любой удар может привести к серьезному ранению. Броня - праведность. Знать истину и быть праведным это разное. Чтобы в битве с дьяволом нам быть защищенными, следует позаботиться о том, чтобы наши дела были праведны. Чтобы в нас не было лукавства. 

Апостол преподает нам следующий воинский атрибут, предлагая обуть: "ноги в готовность благовествовать мир". К этому призван всякий христианин. Делать добрые дела, нести людям мир и благую весть о Христе. Многим ли людям, даже в Святки, в святые дни, которые ныне у нас, мы принесли свет? Много забот и дел у нас было, но многим ли мы благовествовали мир? 

"Паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого", призывает нас апостол. "Смотри, не забудь этот щит", как бы так напоминает нам апостол. Наиболее опасны раскаленные стрелы, которые поджигались перед тем, как быть пущены. Однако, выставленный щит может встать на пути стрелы и направить ее в сторону. Стрелы дьявола это и греховные помыслы и скорби, через которые враг хочет ввергнуть нас в уныние. Все его смертоносное оружие может быть отбито верой. Архимандрит Павел (Груздев) говорил: 

"Людям волей Всеблагого 
Сила дивная дана, 
Верой кроткою, святою 
Эта сила названа. 
Вера в юности мятежной 
Нам погибнуть не дает 
И ко пристани надежной 
Крепко за руку ведет. 
Вера в жизни облегчает 
Бремя тяжкое забот, 
Вера горы преставляет 
И героев создает. 
Внра в тягостных недугах 
Исцеляющий елей, 
Вера - добрая подруга 
На закате наших дней. 
Вера нас не покидает 
И в последний смертный час 
И с любовью озаряет 
Тьму могильную для нас. 
Вера в жизни — светоч ясный, 
Путеводная звезда, 
И блажен, кому не гаснет 
Этот светоч никогда". 

"И шлем спасения возьмите", призывает нас апостол. Голова должна быть особенно защищена. Спасение подается только от Бога. Это Божия помощь. Она подается нам в молитве домашней и церковной, когда мы вкушаем антидор и пьем святую воду, когда приступаем к церковным таинствам. 

Но как бы хорошо не был вооружен воин, он не может выйти на битву без меча. Апостол подает нам его: "меч духовный, который есть Слово Божие". Мы должны изучать Священное Писание, знать цитаты из него наизусть. Знать толкование. Это наше оружие в недоумениях, во время духовной брани. Христианину необходимо уметь пользоваться этим оружием. Меч не принесет никакой пользы тому, кто им не владеет. Такой человек скорее сам им поранится. 

Мы видим, что когда ко Христу приступил в пустыне сатана, Он противостоял ему Словом Божиим. Евангельское чтение об искушении Иисуса в пустыне читается сегодня. В нем повествуется о том, что после Крещения на Иордане Иисус "возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему".
Читать далее

27 ноября 2018. Вторник седмицы 27-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 14, 25-35.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

8 декабря 2018. Суббота седмицы 28-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10, 19-21.

08.12.2018

7 декабря 2018. Пятница седмицы 28-й по Пятидесятнице. Память святой великомученицы Екатерины.

07.12.2018

6 декабря 2018. Четверг седмицы 28-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 31-34.

06.12.2018

5 декабря 2018. Среда седмицы 28-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 15-17, 26-30.

05.12.2018

4 декабря 2018. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Евангельское чтение: Лк 12, 16-21.

04.12.2018

3 декабря 2018. Понедельник седмицы 28-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 17, 20-25.

03.12.2018

2 декабря 2018. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 16-21. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

02.12.2018

1 декабря 2018. Суббота седмицы 27-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 57-62.

01.12.2018

30 ноября 2018. Пятница седмицы 27-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 16, 15-18; 17, 1-4.

30.11.2018

29 ноября 2018. Четверг седмицы 27-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 16, 1-9.

29.11.2018

28 ноября 2018. Среда седмицы 27-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 15, 1-10.

28.11.2018

27 ноября 2018. Вторник седмицы 27-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 14, 25-35.

27.11.2018

26 ноября 2018. Понедельник седмицы 27-й по Пятидесятнице. День памяти святителя Иоанна Златоуста. Евангельское чтение: Ин 10, 9-16.

26.11.2018

25 ноября 2018. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10, 25-37.

25.11.2018

24 ноября 2018. Суббота седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 37-43.

24.11.2018

23 ноября 2018. Пятница седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 13, 31-35.

23.11.2018

22 ноября 2018. Четверг седмицы 26-й по Пятидесятнице.

22.11.2018

21 ноября 2018. Среда седмицы 26-й по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Евангельское чтение: Лк 10, 16-21.

21.11.2018

20 ноября 2018. Вторник седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 48-59.

20.11.2018

19 ноября 2018. Понедельник седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 13-15; 22-31.

19.11.2018

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты