О монастыре

Настоятели, братия и прихожане монастыря до 1929 года

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич), Архимандрит Алексий (Патрикеев Михаил Яковлевич), Иеромонах Иона (Аким Иванович Богачев), Игумен Нафанаил (Скалкин Николай Павлович), Игумен Феодосий (Тарасов Федор Иванович), Иеродиакон (?) Евтихий (Тарасов Ефим Степанович (Иванович - ?)), Монах Мефодий (Михаил Ласкин), Аксенов Иван Малахиевич, Фока Карпович Шнырук, Хохлов Григорий Филиппович, Барабушкин Павел Николаевич, Воробьев Федор Иванович, Вовк Петр Иванович, Горбунов Иван Иванович

Настоятели, братия и прихожане монастыря до 1929 года

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович) родился 2 октября 1880 года в г. Чебоксары, Казанской губернии, в семье отставного унтер-офицера. В 1906 г. окончил Казанскую духовную академию, где прошел подготовку на миссионерском отделении по монгольскому отделу, углубленно изучал буддизм. Во время учебы обнаружил дар проповедничества, начал выступать со статьями в журналах. Духовно окормлялся у прп. Гавриила (Зырянова). Впоследствии в доме о. Гурия прп. Гавриил нашел последний приют.

16 апреля 1905 г. Алексей Иванович был пострижен в монашество с именем Гурий в честь свт. Гурия Казанского. 24 июня рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г. - во иеромонаха. По окончании Казанской духовной академии в 1906 г. со степенью кандидата богословия оставлен на кафедре калмыцкого языка преподавателем этнографии монгольских племен и истории духовных миссий среди этих народов. 26 мая 1912 г. назначен на должность инспектора Казанской духовной академии, 20 июня возведен в сан архимандрита.

За фундаментальное исследование «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен» удостоен научной степени доктора церковной истории. В 1916-1917 гг. был помощником ректора академии. Пользовался большим авторитетом, его называли душой казанского академического иночества. В своей квартире устраивал ученые собрания, на которых преподаватели и студенты обменивались мнениями.

Принимал участие в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 21 ноября 1917 г., во время совершения чина настолования новоизбранного патриарха Тихона, произнес ему приветственное слово от Казанской духовной академии.

На Соборе о. Гурий работал в отделах по монастырям и монашеству и по духовным академиям. Примечательно, что он также входил в состав «Подотдела об афонском движении, связанном с почитанием имени Божия», которому было поручено подробно исследовать догматическую сторону вопроса и всю историю этого движения1. Более 20 афонских монахов-имяславцев с 1914 года по решению Святейшего Синода жили в Покровском монастыре. А уже с 1920 года архимандрит Гурий стал настоятелем этой обители.

Ранее, в августе 1919 г., его назначили товарищем председателя Миссионерского совета при Священном Синоде и управляющим Московским Сретенским монастырем. 2 октября 1919 г. о. Гурий был арестован, помещен в Бутырскую тюрьму, но вскоре освобожден.

8 февраля 1920 г. архимандрит Гурий был хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. Владыка тем не менее оставался в Москве, со 2 апреля управлял Покровским миссионерским монастырем. Из-за отсутствия свободных помещений проживал в Даниловом монастыре. После того как 11 июня 1920 г., при проведении там обыска, собралась тысячная толпа протестующего народа, 26 июня епископ Гурий был арестован вместе с епископом Феодором (Поздеевским). Владыку Гурия приговорили к 5 годам тюремного заключения, однако 24 марта 1922 г. постановлением Президиума ВЦИК освободили под подписку о невыезде. Епископ Гурий вернулся к управлению Покровским монастырем. Участвовал в «Даниловском Синоде» - неофициальных собраниях архиереев в Даниловом монастыре, сыгравших большую роль в противостоянии обновленчеству.

В июле 1923 г. епископ Гурий был назначен патриархом Тихоном временным управляющим Петроградской епархией. По прибытии в Петроград ознакомился с тяжелым положением церковных дел, из-за угрозы нового ареста покинул город и выехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии.

Вскоре вернулся к исполнению обязанностей управляющего Покровским монастырем, проживал под Москвой, на ст. Кубинка. Его ближайший помощник и сподвижник архимандрит Вениамин (Милов) писал о нем: «искренний до самозабвения, любитель веры и Церкви, труженик на ниве богословской науки, аскет высшей степени, монах в истинном значении этого слова, сильный волей при глубокой снисходительности к людям, бескорыстный и благородный душой, знаток практической жизни, тонкий психолог, душа, способная увлечь к святой жизни своим примером и словом».

Епископ Гурий (Степанов)

В течение 1924-1930 гг. владыка Гурий назначался на Иркутскую, Костромскую, Суздальскую кафедры, несколько раз арестовывался, отбывал ссылку в Якутске. Когда по дороге к месту ссылки архиепископ Гурий, будучи на тот момент Преосвященным Иркутским, прибыл в свою епархию, в Иркутске его, шедшего в колонне заключенных, у каждого храма встречали как правящего архиерея колокольным звоном. Вскоре из-за болезни владыка Гурий отошел от церковных дел. Проживал под Москвой, в пос. Перловка. В 1932г. вновь был арестован. Показания владыки, сохранившиеся в деле, содержат некоторые сведения о его жизни после возвращения из ссылки в Москву в 1930 году: «До своей высылки я находился в г. Москве настоятелем Покровского монастыря. Братия монастыря во время нахождения моего в ссылке оказывала материальную помощь. По возвращении моем в Москву в 1930 г. ко мне заходили некоторые из братий Покровского монастыря, справлялись о моем здоровье, интересовались, буду ли я у них служить или нет. Кроме них, специально с приглашением мне служить приходил председатель церковного совета церкви Иерусалимской Божией Матери на бойнях, куда перешли монахи закрытого Покровского монастыря. Я от служения отказался. Причины отказа были не исполнение ими распоряжения митрополита Сергия о поминовении властей. Мною было поставлено условие обязательного поминовения гражданской власти, но так как председатель церковного совета на это не согласился, то я категорически отказался от служения. Когда братия узнала о поставленных мною условиях, то вопреки воли председателя стали поминать властей, вследствие чего я с разрешения митрополита служил там, на Покров 14 октября 1930 года.

Последнее назначение меня управляющим Владимирской епархией мною было принято. Я поехал в Ивано-Вознесенск на предмет регистрации, но меня там не зарегистрировали, а взяли мой адрес и обещали уведомить письменно о разрешении служить. Вернувшись в Москву, я вскоре заболел болезнью, осложнившейся невритом правой руки и расширением подключичной артерии, и с 12 марта 1930 года я проживал под Москвой, лечился и фактически церковными делами не занимался. И здесь меня изредка посещали монахи бывшего Покровского монастыря, жаловались на свое нищенское положение, я им советовал терпеть, предоставляя все воле Божьей. Наиболее часто из всех приходил ко мне монах Нил Болотов, реже — монах Иона, Феодосий, которые материально меня поддерживали. Так как врачами мне не разрешались длительные разговоры, то я с посещавшими меня ограничивался краткими беседами. Монах Нил просил у меня совета по вопросам духовного характера. Он работает над темой о Макарии Египетском на предмет получения кандидатской степени богословия и по существу этой темы мы разговаривали».

Следователь вынес заключение: «…во время нахождения в ссылке архиепископ Гурий Степанов, материально субсидировался монахами Покровского монастыря города Москвы, где Степанов до ссылки служил настоятелем. После закрытия монастыря оставшиеся монахи перешли в Иерусалимскую церковь на бойнях, где систематически проводили антисоветскую работу. По возвращении из ссылки архиепископ Гурий Степанов принял на себя руководство к.р. группировкой монахов в целях изменения церковной политики и направления ее в сторону активной борьбы с Советской властью. Посещавшим его квартиру монахам Степанов давал в этом направлении соответствующие установки».

Архиепископ Гурий был приговорен к 3 годам концлагеря. После освобождения с 1934 года проживал в Арзамасе. 6 сентября 1937 года последовал новый арест. В показаниях других лиц говорилось, что «бывший архиерей Гурий Степанов проводил организацию тайного монашества, для этой цели им устраивались на его квартире моления, на которых, мне известно, присутствовали монашки Антония, Геннадия, Антонина и др., но фамилии их я не знаю». Виновным себя не признал. 21 октября 1937 года было вынесено обвинительное заключение: «Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), являясь участником к/р организации, по возвращении из ссылки в 1934 году был послан в город Арзамас Митрополитом (Москва) Страгородским Сергием с установками по организации к/р организаций и руководства последними. Проводил подготовку к восстаниям, в этих целях организовал и проводил у себя на квартире тайные собрания. На протяжении 1934–1937 года от митрополита Страгородского Сергия через его сестру Архангельскую получал к/р установки. Допрошенный по делу Степанов виновным себя не признал. Другими же участниками к/р организации вполне доказано». 23 октября 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Горьковской области приговорен к расстрелу. Архиепископ Гурий (Степанов) был расстрелян 1 ноября 1937 года в г. Горьком2.

Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич) – последний настоятель Покровского монастыря. Родился в Оренбурге 8/21 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в семье священника Дмитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. Вскоре семья переехала в Вятку. В детстве будущий владыка бывал на богомолье в Яранском мужском монастыре, и уже тогда в его душе зародилось желание монашеского жительства.

В ранние годы Виктор много болел, поэтому начальную школу и Яранское духовное училище окончил позже других. В 1916 году он окончил Вятскую духовную семинарию вторым учеником и был послан на казенный счет в Казанскую духовную академию. Здесь готовили будущих миссионеров, изучали языки восточных народов Российской Империи, занимались переводами Священного Писания. Виктор Милов ревностно занялся учено-богословскими трудами, хотя, как он сам отмечал, «сердце льнуло больше к монахам и церкви». Огромную роль в монашеском становлении будущего владыки сыграл инспектор академии архимандрит Гурий (Степанов).

Вскоре после революции Казанская духовная академия была закрыта. По приглашению епископа Сильвестра, тогдашнего настоятеля Покровского монастыря, Виктор Милов приехал в Москву, и сначала направился в Данилов монастырь. Здесь уже был среди насельников бывший инспектор академии, уже рукоположенный во епископа – владыка Гурий. Оказалось, что перед приездом Виктора архипастырь молился о том, чтобы Господь послал ему в помощники человека для Покровского монастыря.

На Благовещение 1920 года владыка Гурий постриг Виктора в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского, диакона. Вскоре архиепископ Феодор (Поздеевский) рукоположил о. Вениамина во иеродиакона. В день преподобного Сергия, 25 сентября/8 октября 1920 года, епископ Петр Полянский рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. После ареста Преосвященного Гурия о. Вениамин стал наместником Покровской обители. И хотя владыка несколько раз возвращался из тюрем и ссылок, вскоре он опять арестовывался. Нелегко давалось послушание новому настоятелю.

Предчувствуя закрытие монастыря, в ожидании ареста о. Вениамин в январе 1928 – октябре 1929 года написал воспоминания, впоследствии озаглавленные «Дневник инока». Эти записи для нас – бесценное свидетельство очевидца последних лет существования обители в те страшные годы. Вот как вспоминает настоятель начало своего пути.

«При пострижениях монахи обычно предостерегаются от смущения последующими искушениями и скорбями. В час пострига подобные слова кажутся простым обычаем повторять фразы, издревле положенные в чине отречения от мира. На самом деле они — выражение горькой жизненной правды. Скорби жгучие посетили меня в первый же год пребывания в Покровском монастыре». Помимо нестроений с властями, братией и церковным советом, у о. Вениамина было слабое здоровье.

«В своей тяжкой болезни я заказал художнику написать образ Божией Матери, именуемый «Взыскание погибших», умолял Заступницу дать время на покаяние, довести до общения с Господом Иисусом Христом, научить мое неразумие всякому добру. Это прошение также не осталось тщетным. Мне написали Успенскую Плащаницу, сделали фотокопию лика Царицы Небесной с Ее древнего Владимирского образа. Присутствие этих святынь в моей келлии живо напоминало мне о духовной близости Божией Матери к людям. Однажды утром я встал после мучительной бессонницы, подошел к фотографии Владимирской иконы и, к своему изумлению, увидел, что полный любви взор Богоматери обращен ко мне, а на устах Небесной Покровительницы сияет небесная улыбка.

Ежедневные служения молебнов с акафистами Богородице, ощущение в сердце и событиях жизни благодатных ответов на молитвы, чтение повествований о чудесных явлениях Богородичной помощи, прославление Царицы Небесной в проповедях, созерцание трепетного благоговения пред Нею окружающих были той прекрасной школой, в которой я учился упованию на помощь Заступницы Усердной»3.

Удивительным образом здесь перекликаются судьбы последнего наместника Покровского монастыря и блаженной Матронушки Московской, келейной иконой которой также был образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Ныне эта икона находится в Покровском храме обители, возле честных мощей святой Матроны.

После закрытия монастыря в 1929 году архимандриту Вениамину пришлось пережить множество арестов, ссылок, лагерей. С 1946 года он состоял в числе братии Троице-Сергиевой Лавры, преподавал в Московской духовной академии, пел в хоре, исповедовал прихожан. Однако уже в 1949 году вновь был арестован и сослан на 5 лет в Казахстан.

Архимандрит Вениамин (Милов) 1939 год. Тюремная фотография

Вскоре после освобождения, 4 февраля 1955 года, архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев.

Между тем радостное событие уже не смогло существенно повлиять на внутреннюю жизнь владыки. Он как бы предчувствовал, что жить на этой земле ему осталось всего полгода, и в своей речи при наречении во епископа сказал, что переживает уже «одиннадцатый час своей жизни».

Владыка прибыл на кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служил постоянно — не только в праздничные дни, но и по будням. Неизменно проповедовал за каждой литургией. Благоговейное, сосредоточенное служение архиерея быстро привлекло к нему саратовскую паству: храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися. Владыка Вениамин скоропостижно скончался 2 августа 1955 года — в день празднования святого пророка Божия Илии. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Казанский и Чистопольский Иов и епископ Астраханский и Сталинградский Сергий. Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I.

Всю ночь саратовский кафедральный собор не закрывался: верующие непрерывным потоком шли прощаться со своим архипастырем. Погребен епископ Вениамин на саратовском кладбище, где его могила до сих пор пользуется особым почитанием. Люди идут к нему со своими просьбами и скорбями – так же, как в Москве идут к мощам блаженной Матронушки. И говорят, что владыка их слышит и помогает.

Архимандрит Вениамин (Милов) – настоятель Покровского монастыря, в своей келье

Архимандрит Алексий (Патрикеев Михаил Яковлевич) родился в 1857 году. В анкете 1923 года писал, что он крестьянин г. Рузы Московской губернии.

Был архимандритом Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской губернии. Указом Московской Духовной консистории от 4 июля 1917 года №8657 назначен в число братии Покровской обители, Указом Московской Духовной консистории от 2 августа 1917 года №291 назначен на покой в Московский Покровский монастырь. После революции был заведующим кладбища и казначеем обители, заполнял монастырские бумаги, общался с представителями власти. Время было тяжелое, и престарелому о.Алексию приходилось заниматься многими вопросами. Например, уже в 1918 году красноармейцы выпускали своих лошадей свободно гулять по кладбищу, а часть территории с захоронениями собирались отобрать под детскую площадку. Протестные письма составлялись о.Алексием. Постоянно требовались описи монастырского имущества, зданий, богослужебных предметов и т.д. Нужно было создавать при монастыре церковный совет, вести необходимые бумаги, протоколы и т.д. Всем этим занимался архимандрит Алексий. Верными помощниками его были о. Вениамин (Милов) – тогда еще иеродиакон, о. Нафанаил (Скалкин), о. Феодосий (Тарасов), а после 1923 года – о. Мефодий (Иванов) и многие активные прихожане.

Настоятеля в монастыре в 1917-1920гг. фактически не было. В октябре 1917 года епископ Модест был перемещен в Таврическую епархию, а епископ Сильвестр (Братановский), назначенный управляющим Покровским монастырем в 1918 году, в обители не жил, хотя и принимал решения по основным вопросам. В 1920 году настоятелем был назначен епископ Алатырский Гурий (Степанов), который, однако, вскоре был арестован. Своим преемником он определил молодого иеромонаха Вениамина (Милова), которого знал еще по Казанской духовной академии. Владыка Вениамин вспоминал о тех годах: «Чтобы я не возгордился, Господь учил мою душу смирению через искушения от братии вообще и, в частности, через престарелого архимандрита отца Алексия, жившего на покое при нашей обители. Теперь он, посхимленный, уже спит вечным сном в могиле, а при жизни был источником немалых преткновений для моей гордыни. Архиепископ Гурий по старшинству предоставил ему право первенства в церковных служениях. Привыкший в былые годы управлять монастырями, отец Алексий независимо держал себя и в Покровской обители, служил, когда хотел, без моего уведомления, сам назначал себе сослужащих, словом, держался особняком. Праздничные богослужения с певчими и поздние обедни круглый год служил он. А я совершал всегда ранние литургии. В последние годы существования Покровской обители архимандрит Алексий, под влиянием личных скорбей и наблюдения над моими бедами, значительно смирился, исповедовался у меня, и я, пожалуй что, с ним подружился».

Эти воспоминания относятся к 1929 году, т.е. отец Алексий скончался ранее. Между тем, в следственном деле новомученика Виктора (Фролова4 , жившего неподалеку от Покровского монастыря, упоминается, что он был арестован в 1934 году «на квартире архимандрита Алексия Патрикеева». Возможно, что в этой квартире проживали бывшие монахи обители, вернувшиеся из ссылок, а сам мученик Виктор, родившийся в 1913 году, в детстве был прихожанином монастыря. Владыка Вениамин вспоминал, что главным поводом для его собственного ареста в октябре 1929 года «послужил массовый наплыв детей в наш храм по праздникам. Я всегда относился к ним со всей сердечностью как к чистым сосудам Божиим. Они чувствовали мое теплое обращение и отвечали взаимной привязанностью5».

Иеромонах Иона (Аким Иванович Богачев) из казаков Черниговской губ., родился в 1863 году. В 1897 году поступил в Московский Покровский монастырь. Определен в число указных послушников монастыря 29 сентября 1899 года. В монашество пострижен 15 февраля 1906 года (скорее всего, в честь святителя Ионы, митрополита Московского, которому посвящен центральный придел нижнего Покровского храма обители). Сначала проходил послушание свечника и чтеца Псалтыри. Рукоположен в иеродиакона 2 сентября 1906 года, во иеромонаха – 4 января 1915 года. Епархиальным Начальством 27 мая 1916 года командирован в действующую армию для исполнения обязанностей при военном полевом подвижном госпитале № 458, где пробыл до 7 ноября 1916 года. Затем исполнял очередные богослужения. 22 ноября 1916 года перемещен в Боголюбскую миссионерскую часовню для исполнения пастырских обязанностей.

После революции оставался в монастыре, участвовал в работе церковного совета. Дальнейшая судьба о. Ионы не выяснена. Архиепископ Гурий упоминает о нем в 1932 году (см.выше).

Игумен Нафанаил (Скалкин Николай Павлович) – из крестьян Московской губернии, Подольского уезда. Родился 19 июля 1883 года. Окончил церковно-приходскую школу. 12 января 1907 года поступил в Чудов монастырь. В число братства этой обители определен в 1911 году. Проходил послушания пономаря. 18 июня 1915 года был пострижен в монашество. В ноябре 1916 г. переведен в Покровский монастырь, 13 ноября 1916 года рукоположен во иеродиакона. Дата рукоположения во иеромонаха неизвестна (но не ранее 1918 года). В обители сначала исполнял очередные богослужения, после революции числился могильщиком на кладбище, нес ответственные послушания по хозяйственной части. В анкете служителя религиозного культа писал, что прежде «служил рабочим на Хрустальном заводе в Бутырках». Принимал активное участие в работе церковного совета, в июне 1928 года был избран старостой общины.

Игумен Нафанаил (Скалкин). Фрагмент общей фотографии 1928 г.

Вместе с преподобномучеником Мефодием (Ивановым) 29 октября 1929 года подписал акт о передаче монастырского имущества государству. После закрытия монастыря подвизался в храме Иерусалимской иконы Божией Матери на Бойнях. Арестован в 1930 году. Из протокола допроса: «По своим убеждениям я принадлежу к Тихоновской церкви и к живоцерковникам отношусь отрицательно, считая их приспешниками Соввласти». Приговорен к трехлетней ссылке в Северный край. (Сведений за 1933-1941 годы нет).

С 1941 года служил в церкви святителя Алексия Московского в г.Егорьевске. В 1948 году служил в Нечаевской церкви г. Егорьевска. Ко дню Святой Пасхи 1950 года Святейшим Патриархом Алексием I награжден крестом с украшениями. С 16 мая 1957 года, согласно прошению, уволен за штат по болезни. Скончался 30 марта 1963 года6.

Отца Нафанаила очень любили егорьевцы и почитали его за старца. Память о нем и сегодня живет среди жителей города, которые просят его помолиться за них перед Богом. Его могила на городском кладбище круглый год утопает в цветах, и непрестанно горит на ней лампада7.

Игумен Феодосий (Тарасов Федор Иванович) родился в 1884 году в крестьянской семье с. Казанское Ливенского уезда Орловской губернии. С 1911 года был послушником Троице-Сергиевой Лавры8.

В 1918 году принят указным послушником в Покровский монастырь. 16 апреля 1919 года казначеем архимандритом Алексием (Патрикеевым) пострижен в монашество с именем Феодосий. Даты его рукоположений неизвестны (в анкете 1923 года он уже – пресвитер).

Игумен Феодосий (Тарасов). Фрагмент общей фотографии 1928 г.

Принимал активное участие в работе церковного совета, постоянно проживал в монастыре. Невыяснена его судьба после закрытия обители: вероятнее всего, что он перешел в храм Иерусалимской иконы Божией Матери на Бойнях, затем в 1932г. был арестован вместе с другими монахами, находившимися там, прошел ссылку.

Игумен Феодосий (Тарасов). Тюремная фотография

28 октября 1937 года о. Феодосий был арестован, будучи псаломщиком церкви с.Середнее Каширского района Московской области. 21 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в контрреволюционной агитации приговорен к высшей мере. Виновным себя не признал. Расстрелян 25 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне НКВД под Москвой. Реабилитирован 1 августа 2001г.9 за отсутствием состава преступления.

Иеродиакон (?) Евтихий (Тарасов Ефим Степанович (Иванович - ?)) родился в 1879 году (по другим данным – в 1876 г.) в с. Казанское Ливенского уезда Орловской губернии. Скорее всего, был родственником игумена Феодосия (Тарасова) – родным или двоюродным братом.

о. Евтихий (Тарасов). Фрагмент общей фотографии 1928 года

В 1917-1918 гг. был прописан в Троице-Сергиевой Лавре, возможно, был в числе братии10. В 1918-1929гг. был насельником и проживал в Покровском монастыре. После закрытия обители, как и некоторые другие братия, перешел в храм Иерусалимской иконы Божией Матери на Бойнях. Арестован 16 апреля 1932г., 3 июня 1932г. по ст. 58-10 приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Дальнейшая судьба о.Евтихия неизвестна. Прокуратурой г. Москвы реабилитирован в феврале 2004 г.

Иеромонах Нил (Болотов Александр Александрович) – из мещан11 г. Твери. Родился 02.09.1901г. В 1923 году уже числился диаконом в братстве Покровской обители, был одним из «уполномоченных при храме б.Покровского монастыря»12. В анкете писал о себе, что «учился в Тверской гимназии, а затем в Московском Институте Народного хозяйства». Даты его пострига и хиротоний неизвестны. Скорее всего, что о. Нил был пострижен в монашество в честь преподобного Нила Столобенского, поскольку этому святому посвящен один из приделов нижнего Покровского храма обители.

После закрытия монастыря, как и некоторые другие братия обители, скорее всего, перешел в храм Иерусалимской иконы Божией Матери на Бойнях. Вскоре был арестован. В 1931–1933гг. находился в заключении на строительстве Беломоро-Балтийского канала. В 1933–1934гг. был на строительстве Байкало-Амурской магистрали. После освобождения в 1934 году приехал в Семипалатинск к отцу, который был там в ссылке. Последнее место его служения – с. Дуброво Селивановского района Владимирской области, где он был настоятелем. 3 декабря 1937 г. Тройкой УНКВД по Ивановской области иеромонах Нил был признан виновным в «организации к.р повстанческой группы из кулаков, попов и активных церковников. Вел активную агитацию и распространял к.р. клеветнические измышления. Культивировал ненависть к руководителем ВКП(б) и правительству, используя религиозные предрассудки. Готовил вооруженное восстание, считая наиболее подходящим для этого момент вооруженного столкновения СССР с фашистским государством, при нападении последних на СССР». Полностью признал вину.

Иеромонах Нил (Болотов). 1928 г.

Иеромонах Нил (Болотов). 1937 г.

Сложно себе представить, сколько испытаний выпало на долю о. Нила за 9 лет. Пройдя через многочисленные тюрьмы, Беломоро-Балтийский канал, строительство Байкало-Амурской магистрали, ссылки, он из молодого иеромонаха к 36 годам превратился в старика. И только Господь знает, какими способами следствию удалось заставить его признать вину. «Активная агитация и к.р. клеветнические измышления» приписывались в те годы многим добрым пастырям.

Иеромонах Нил (Болотов) был расстрелян в г. Иваново 16 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1989 году.

Монах Мефодий (Михаил Ласкин) – из духовного звания, родился в 1845 году. Обучался чтению и письму. Вдов по второму браку. Поступил в Московский Покровский монастырь 12 февраля 1908 года, определен в число братства 13 апреля 1910 года. В монашество пострижен 12 Мая 1910 года. Нес послушания свечника и чтеца псалтири. На фотографии ему – 83 года. К сожалению, каких-либо сведений о его дальнейшей судьбе нет. Дожил ли о.Мефодий до закрытия обители и был репрессирован, или нашел последнее пристанище на монастырском кладбище?..

Монах Мефодий (Ласкин). Фрагмент общей фотографии 1928 г.

Аксенов Иван Малахиевич – в ноябре 1918 года был зачислен указным послушником монастыря. 11 марта 1919 года дано разрешение на его постриг в монашество13. Вскоре он был пострижен с именем Серафим. Однако дальнейшая судьба монаха (иеромонаха?) Серафима пока не выяснена, в делах церковного совета он не упоминается. По одному из источников, священник Аксенов Иван Малахиевич, родившийся в 1890 году, служил в церкви с.Омофорово Собинского р-на Владимирской области, был арестован 14 ноября 1937 г., осужден в 1937 (1938?) на 10 лет лишения свободы14.

Фока Карпович Шнырук – родился в 1865г. в Винницкой обл., дер. Лужки Ямпольского р-на; образование низшее. Долгие годы (как минимум, с 1915г.) был регентом хора Покровской обители, жил в монастыре и после революции.

Настоятель архимандрит Вениамин в 1929 году вспоминал о нем: «Каждый вечер после будничного богослужения в мою келлию приходил наш послушник Фока Карпович Шнырук, лет шестидесяти, кроткий, добрый и в высшей степени вежливый. С ним делился я провиантом, чем Бог послал, и взаимной беседой облегчал душу от накопившихся неприятностей. Он и теперь жив и здравствует, состоит по-прежнему певчим в Иерусалимской церкви, что на Бойне»15.

В 1937 году Фока Карпович был сторожем Сергиевской церкви в Рогожской слободе. Арестован 29 сентября 1937 г. Тройкой при УНКВД по Московской обл. по обвинению в «принадлежности к контрреволюционной группе церковников» 17 октября 1937г. приговорен к высшей мере. Расстрелян на Бутовском полигоне 21 октября 1937 г. Реабилитирован в июле 1989 г.

К сожалению, пока не удалось установить фамилии и судьбу троих насельников монастыря, изображенных на фотографии 1928 года:Сережи, о. Иермея (Иеремии?), Коли.

1928 год. о. Мефодий (Иванов) – сидит; стоят Сережа, о. Иермей, о. Нил (Болотов)

Хохлов Григорий Филиппович – родился в 1870 году, служил рядовым в пехоте. В 1917-1928 годах был сторожем на монастырском кладбище, дальнейшая его судьба неизвестна.

Сторож Григорий. Фрагмент общей фотографии 1928 г.

Активное участие в деятельности церковного совета при монастыре в 1920-х годах принимали следующие прихожане:

Барабушкин Павел Николаевич – родился в 1863 году, был служащим, после революции работал на Госсельсиндикате. Жил на ул. Советской, д. 49, кв. 1. Он был супругом Марии Тимофеевны Барабушкиной, которая в анкете определяла свое социальное, общественное и служебное положение как «домашняя хозяйка при муже». Владыка Вениамин с теплом вспоминает о ней в своем дневнике:

«Не могу не помянуть добрым словом тех, кто по воле Божией заменял мне в монастыре родителей.

Перебравшись из Данилова монастыря в Покровский, я был вынужден жить на частной квартире у Покровской заставы. Господь послал мне тогда истинную мать в лице Марии Тимофеевны Барабушкиной. Детей она потеряла в войну и по своей редкостной доброте все тепло своего любвеобильного сердца изливала в заботах о моем благополучии: стирала мне белье, готовила пищу и заботилась о моем покое в течение трех или четырех лет. И все это было бескорыстно, Христа ради. Никогда не забыть мне этой славной старушки. Господь Всезритель, не оставляющий без награды и напоения жаждущего стаканом холодной воды, да воздаст ей упокоением в Небесном Своем граде, да примет ее в обители милостивых»16.

Дальнейшая судьба Барабушкиных неизвестна. Их дочь Зинаида, 1902 г.р., также состояла членом церковной общины монастыря.

Воробьев Федор Иванович – из крестьян Московской губернии, Бронницкого уезда, Гжельской волости, села Речиц; родился в 1900 году. В 1923г. был секретарем церковного совета монастыря, вел протоколы заседаний, заполнял все бумаги. Примечательно, что в анкете члена православной группы верующих он определял «время присоединения к данному культу – со дня рождения». Впрочем, так писали многие прихожане, хотя большинство все же указывали – «со дня крещения». Трое братьев Федора Ивановича также были прихожанами монастыря. К сожалению, их дальнейшая судьба неизвестна.

Вовк Петр Иванович – казак Черниговской губернии, Конотопского уезда, Бахмачской волости, дер. Курской. Родился в 1876 году. Работал кустарем-портным. Принимал активное участие в работе церковного совета монастыря. Вместе с о. Мефодием (Ивановым) и о. Нафанаилом (Скалкиным) 29 октября 1929 года подписал акт о передаче государству «всего имущества культа указанной церкви в наличности». Дальнейшая его судьба неизвестна.

Горбунов Иван Иванович – мещанин г. Москвы, родился в 1864 году. После революции «служил продавцом». Был старостой церковной общины монастыря. Владыка Вениамин вспоминал: «Волны скорбей окружили меня. При попытке сместить старосту начались брожения в церковном совете. С нашим старостой Иваном Ивановичем Горбуновым я находился в большой дружбе. До сих пор питаю к нему искреннее и глубокое уважение. А он не может простить мне позора отставки, произошедшей якобы по моей вине. Незадолго до того Горбунов спросил меня: «Может быть, мне заблаговременно уйти?» По недальновидности я не предвидел хода событий и отсоветовал ему покидать свой пост. Не более как через месяц недовольство старостой настолько обострилось, что на собрании всех членов общины Горбунов был отрешен от своих обязанностей. Как я каялся в невольном причинении страданий когда-то близкому другу! Сколько терзался при виде оскорбительных выпадов по его адресу со стороны недоброжелателей. Однако помочь уже было нельзя» . Супругу Ивана Ивановича звали Елена Семеновна, она родилась в 1869 году. К сожалению, нам не известна их дальнейшая судьба.

Прихожане любили Покровскую обитель. Помимо названных, еще несколько десятков семей принимали активное участие в жизни общины – брали на хранение церковное имущество, подписывали договор пользования храмом, собирали подписи против закрытия монастыря. Во многом это была заслуга последнего настоятеля. Владыка Вениамин вспоминал: «С богомольцами у меня была близкая связь и любовь. Она выражалась в соборной молитве, сострадании и сорадовании. Любил я всех очень, но никого не выделял, относился к прихожанам ровно, от души желал спасения, прилепления к Господу»18.


Читать далее

Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты