Храм Воскресения Словущего
Храм Воскресения Словущего. 29 мая 2007 г. Первоначально был построен в 1772 г. В 1853 г. был перестроен по проекту архитектора М.Д. Быковского
Храм Воскресения Словущего. Первоначально был построен в 1772 г. В 1853 г. был перестроен по проекту архитектора М.Д. Быковского
По описи 1763 года Соборная каменная, пятиглавая, во имя Всeх Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасe образа украшены были серебряными вeнцами и ризами, а нeкоторые жемчугом и драгоцeнными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран. Посреди монастыря одноглавая каменная церковь в честь Всeх Святых, сооруженная иждивением Московского купца Диомида Мeщанинова, освящена Московским митрополитом Платоном, а придeлы ея: в память обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери освящены были еще в 1772 году. В 1814 и 1815 годах освящены архиепископом Августином восстановленные храмы в память Всeх Святых, что нынe Словущего Воскресения и Тихвинския Божией Матери. Соборная церковь оказалась тeсною; тогда искусным архитектором М.Д. Быковским в 1853 г. сооружена обширнeйшая о пяти куполах, вмeстившая в себe часть старой, в послeдствии разобранной: в срединe ея, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками, также и восточная стeна главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые бeлою жестью и увeнчанные вызолочеными крестами. Кругом средняго трибуна под сводами храма помeщена ризница, освeщаемая окнами из боковых куполов.
Стройное и величественное это здание в Романском стилe, подходящем к Греческому; орнаменты внeшних его стeн, окон, дверей и куполов во вкусe того же стиля. Внутренность собора соотвeтствует самой внeшности. От главного храма, или так называемого корабля, под куполом трибуна отдeляются легкими арками на столпах два придeльные престола. В средней части престол в честь Воскресения Христова, сeверный, во имя Тихвинской Божией Матери, южный, в память св. Мученицы Александры, празднуемой 6 ноября. Три части храма, три его отдeления, три престола и три входа выражают символическую его тройственность. С простором в храмe соединено полное его освeщение из стeнных окон и трибуна, с разнообразием частей гармоническое единство цeлого, проявляющее идею храма. Поставленные на трехстепенной солеe алтарные иконостасы главного и придeльных престолов украшены искусною рeзьбою с богатою позолотой; одни образа в них старинные Греческого стиля из прежняго иконостаса, другие вновь написаны в Фряжском пошибe. Из них особенно замeчательна роскошно украшенная древняя и досточтимая икона Тихвинской Божией Матери. Главный алтарь, хотя и не обширный, отличается своим великолeпием, его иконостас в пять ярусов. Свод над престолом в видe сeни покоится на шести столпах, под мрамор, которыми с той и другой стороны отдeляется южное и сeверное предалтария. На стeнах и сводах алтаря, храма и трапезы олицетворены дeяния из земной жизни Спасителя и лики Святых опытною кистию Артари, Мягкова и Tивейского. В приличных мeстах соотвeтственныя изречения св. Писания начертаны церковно-славянским каллиграфом Леонтием Лепешкиным. К пространной и свeтлой трапезe примыкает помeстительный притвор храма.
В годы лихолетья Покровский монастырь не раз собирались закрывать. С 1923 года обитель существовала как церковная община, а богослужения вплоть до 1929 года совершались в Воскресенском храме. Здесь же проходили собрания членов церковной общины уже «б. монастыря», благодаря активности которых, монастырь был закрыт одним из последних в Москве (постановление о закрытии обители вышло в 1929г.). Настоятель, архимандрит Вениамин (Милов) и почти все монахи были арестованы, а оставшиеся братия перешли служить в храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. В 1929 г. вышло постановление о закрытии монастыря. В советское время в Воскресенском храме располагался спортивный зал, а в подвале – бильярдная.
В 1994 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении Покровской обители как женского монастыря, а в начале 1995г. его настоятельницей была назначена монахиня Феофания (Мискина).
В Воскресенском храме до 1996г. располагались спортзал и бильярдная. Матушка Феофания вспоминала о том, с какими трудностями пришлось столкнуться, чтобы храм наконец передали Церкви:
«Во время своего приезда 13 октября 1996 года Святейший Патриарх Алексий II возложил на меня наперсный крест. Этот приезд Патриарха стал очень важным для нашей обители. Предстоятель осмотрел территорию, а потом зашел в Воскресенский храм. В то время там еще был спортзал, штангисты занимались. И прямо при них Патриарх такую речь сказал на камеры! За месяц до этого, в сентябре 1996 года, московские власти выпустили Постановление о передаче всех зданий и земли монастырю. Но фактически ничего не изменилось – арендаторы никак не уходили. Патриарх знал об этом, и вот, чудесным образом, после молебна Покрову Матери Божией нам уже через неделю передали все здания в безвозмездное пользование! А когда я Святейшему на следующий день с радостью сообщила об этом, он сказал: «Вот что значит – отслужить только молебен Божией Матери!».
Но храм был настолько захламлен и обезображен, что пришлось вывезти больше ста грузовиков с мусором. На 1,5 метра пол храма был засыпан, и еще все перекрытия и перегородки пришлось ломать».
4 апреля 1998 г. после долгих лет разрухи на купола Воскресенского храма наконец были подняты кресты, которые перед этим освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
22 ноября 2001 г., в день празднования 120-летия блаженной старицы Матроны, полным чином освящены три придела храма Воскресения Словущего. Великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В Воскресенском храме находятся многие святыни обители, а также ежедневно утром и вечером проходят богослужения (за исключением престольных праздников Покровского храма).
Галерея