Толкование на Евангелие

30 апреля 2024. Страстная седмица. Великий вторник. Евангельское чтение: Мф 22, 15 - 23, 39 и 24, 36 - 26, 2.

Сегодня Церковь вспоминает события вторника той недели, на которой был распят Христос. Ночь Он провел в Вифании, а наутро снова пришел в Иерусалим и в последний раз учил в храме. Обращаясь ко всем собравшимся, Он подводит итог сказанному Им, пророчествует о будущем учеников и всей Церкви. 

Мы слышим как Христос мудро и с любовью обличает фарисеев, желая спасти хоть кого-то из них. Цель Иисуса не в том, чтобы посрамить тех, кто Его ненавидит и желает погубить, не в том, чтобы одержать победу в споре или понравиться слушателям, но чтобы заблудившиеся духовно законники задали сами себе вопрос, насколько верна их духовная жизнь. С этой целью Господь использует их же собственные каверзные вопросы:
"Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождениикому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а БожиеБогу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена;итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его"

Далее Господь напоминает книжникам, которые хорошо знали Писание, о древних пророчествах, которые свидетельствуют о Нем как о Мессии. После этого обличает внешнюю религиозность фарисеев. Все сказанное относится и к каждому из нас, ведь мы тоже часто сводим духовную жизнь к неким ритуалам, которые надо сделать, а о сути их забываем. К примеру, считаем, что непременно надо покреститься. А то, что крещение - это смерть для жизни греховной и рождение для жизни святой, многие ли об этом задумываются?

"Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седиодесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:связывают бремена тяжелые и неудобоносимыеи возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесьнаставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяетеЦарство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшееосуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очистипрежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесьокрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей".

Спаситель показал иудейским законникам, что все пророки свидетельствовали о Нем. Однако, большинство иудейских учителей веры лишь еще больше озлобились на Него.

И Господь пророчествует о страшной судьбе жителей Иерусалима. Город и его главная святыня, храм, будут разрушены. Учениками Христа станут в основном язычники, воспринявшие истинную веру через проповедь апостолов:
"Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!".

Также Иисус говорит о кончине мира, о Страшном Суде. Призывает всех жить так, чтобы в какой час ни застала нас смерть, мы были бы готовы дать ответ пред Богом. Для этого мы должны заботиться о чистоте души и служить Господу и ближним теми талантами, которые нам даны:
"О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"

Говорит о том, что все Священное Писание сводится к заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". Исполняем ли мы ее? Предмет, на который направлена любовь человека, является для него главным в жизни. На первом ли месте у нас Бог? Что нас больше огорчает - болезни, потеря жилья, работы или потеря Бога? Когда мы грешим, то подобно первым людям, Адаму и Еве, мы теряем Господа. Но в этом мы не видим особой беды, а из-за житейских потерь порой чрезмерно скорбим. Также легко понять, что любви к ближнему мы не имеем. Ближний это тот, кто сейчас нуждается в моей помощи. Заботы и беды ближних для нас важнее своих? Христос говорит, что суд над нами и будет состоять в том, делали ли мы дела любви. Стали ли мы сродны по духу Господу:
"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволуи ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную".

В конце Спаситель говорит о Великих и страшных событиях, которые произойдут в Иерусалиме через два дня: "Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие".

Читать далее

29 апреля 2024. Страстная седмица. Великий Понедельник. Евангельское чтение: Мф 21, 18-43.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

30 апреля 2024. Страстная седмица. Великий вторник. Евангельское чтение: Мф 22, 15 - 23, 39 и 24, 36 - 26, 2.

30.04.2024

29 апреля 2024. Страстная седмица. Великий Понедельник. Евангельское чтение: Мф 21, 18-43.

29.04.2024

28 апреля 2024. Вход Господень в Иерусалим. Евангельское чтение: Ин 12, 1-18.

28.04.2024

27 апреля 2024. Суббота Лазарева. Евангельское чтение: Ин 11, 1-45.

27.04.2024

26 апреля 2024. Пятница седмицы шестой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 66, 10-24.

26.04.2024

25 апреля 2024. Четверг седмицы шестой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 65, 8-16.

25.04.2024

24 апреля 2024. Среда седмицы шестой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 58, 1-11.

24.04.2024

23 апреля 2024. Вторник седмицы шестой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 49, 6-10.

23.04.2024

22 апреля 2024. Понедельник седмицы шестой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 48, 17 - 49, 4.

22.04.2024

21 апреля 2024. Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение: Мк 10, 32 - 45.

21.04.2024

20 апреля 2024. Суббота седмицы пятой Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы. Евангельское чтение: Мк 8, 27-31.

20.04.2024

19 апреля 2024. Пятница седмицы пятой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 45, 11 - 17.

19.04.2024

18 апреля 2024. Четверг седмицы пятой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 42, 5 - 16.

18.04.2024

17 апреля 2024. Среда седмицы пятой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 41, 4 - 14.

17.04.2024

16 апреля 2024. Вторник седмицы пятой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 40, 18-31.

16.04.2024

15 апреля 2024. Понедельник седмицы пятой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 37, 33 - 38, 6.

15.04.2024

14 апреля 2024. Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника. Евангельское чтение: Мк 9, 17-31.

14.04.2024

13 апреля 2024. Суббота 4-я Великого поста. Евангельское чтение: Мк 7, 31-37.

13.04.2024

12 апреля 2024. Пятница седмицы Крестопоклонной. Чтение из Священного Писания: Ис 29, 13-23.

12.04.2024

11 апреля 2024. Четверг седмицы Крестопоклонной. Чтение из Священного Писания: Ис 28, 14-22.

11.04.2024

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты