О монастыре

До сооружения монастыря

Самое название Покровского монастыря Божедомским вызывает нас предварить историческое его описание кратким обозрeнием Убогих домов, на мeстe которых он поставлен в Москвe, и замeчаниями о самом празднике Покрова Божией Матери, которому он посвящен, тeм болeе, что то и другое находится в связи с историей монастыря и Москвы, как в гражданском так и в церковном отношении.

До сооружения монастыря

До сооружения здeсь монастыря, среди рощ и садов, на пустом полe, нeкогда занятом подхожими станами и острожком для отражения Татар и Литовцев, извeстен был, в самом началe XVII го вeка, Убогий дом за Таганскими, или Болванскими воротами. Сюда свозились трупы, поднятые в окрестностях. В маe 1606 года конные стрeльцы и толпа черни следовали сюда за навозною тeлегой, которую тащила кляча; в тeлегe лежал обнаженный и обезображенный труп молодого еще человeка, который толпа провожала не молитвами и благословениями, но ругательствами и проклятиями, потому что и сама Церковь предала его анафемe. Этого опального везли из царского дворца, с царского престола в смрадный ямник Убогого дома. В то самое время, как туда тянулся этот поeзд, бушевала такая же буря, какая встрeтила въeзд Димитрия Самозванца в Кремль. Тeлега с трупом не прошла в ворота Убогого дома, так что мертвеца стащили с тeлеги и бросили в ямник. Кто не узнает здeсь Лжедимитрия, которому судьба не дала покоя и в опальной могилe.

2.JPG

Царица Марфа обличает Лжедмитрия. Раскрашенная литография по эскизу В. Бабушкина. Середина XIX в. Государственный исторический музей

Будто в оправдание древнего суевeрия, в течении семи дней, как труп Лжедимитрия лежал в Убогом домe, послe бури, наступили жестокие морозы, гибельные для садов и полей; выпал снeг. Там чудились какие-то ужасные явления, слышались клики и завывания. Тeло Самозванца то переносилось невидимою силой с одного мeста на другое, то два голубя садились на труп и слетали, когда кто подходил к нему, и опять прилетали. Бояре велeли зарыть мертвеца в землю; но он очутился на другом кладбищe.

Произошла большая тревога в народe. «Одни – говорит современник событий, – почитали Отрепьева необыкновенным человeком, другие дьяволом, по крайней мeрe, колдуном, наученным адскому искусству Лапландскими волшебниками, которые велят убивать себя и послe оживают.» Суевeрие того времени всe такие явления приписывало волшебству ненавистного разстриги, клеврета иезуитов. 28 мая присудили труп его перевезти в подмосковное селение Котлы, там сожгли и его пеплом выстрeлили из пушки в ту сторону, откуда пришел Лжедимитрий. Спустя шесть дней, как развeян был проклятый прах Лжедимитрия, в Москву принесены были из Углича мощи св. мученика Димитрия Царевича, за которого Отрепьев выдавал себя.

3.JPG

Царевич Димитрий Иоаннович. Копия из «Титулярника» XVII века

Вот какими событиями ознаменовано это урочище, гдe впослeдствии устроена св. обитель в память Покрова Божией Матери! Воспоминание об нем побуждает здeсь коснуться быта и значения Убогих домов в древней столицe.

Читать далее

Убогий дом

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

До сооружения монастыря

Самое название Покровского монастыря Божедомским вызывает нас предварить историческое его описание кратким обозрeнием Убогих домов, на мeстe которых он поставлен в Москвe, и замeчаниями о самом празднике Покрова Божией Матери, которому он посвящен, тeм болeе, что то и другое находится в связи с историей монастыря и Москвы, как в гражданском так и в церковном отношении.

Убогий дом

В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах.

Покров Пресвятой Богородицы

От прежде бывших Убогих домов, замeщенных Покровским монастырем, перейдем и к самому празднику в память чудесного явления Богоматери св. Андрею Христа ради юродивому и ученику его св. Епифанию в Константинопольском Влахернском храмe 911 года. Не чуждым цeли описания Покровской обители считаем сказать несколько слов о самом изображении божественного видeния, бывшего св. Андрею Христа ради юродивому, происхождением Славянину, об установлении праздника Покрова в России и о древних церквах, сооруженных в память сего чуда.

Основание Покровского монастыря

Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника – основан, вмeсто древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях коммиссию – близ Коломенской, что нынe Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович.

Некрополь Покровского монастыря

Церкви с западной стороны окружены кладбищем, содержимом в надлежащем порядкe. Могилы усопших здeсь на Божией нивe, под покровом Божией Матери и под сeнию креста.

Настоятели, братия и прихожане монастыря до 1929 года

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич), Архимандрит Алексий (Патрикеев Михаил Яковлевич), Иеромонах Иона (Аким Иванович Богачев), Игумен Нафанаил (Скалкин Николай Павлович), Игумен Феодосий (Тарасов Федор Иванович), Иеродиакон (?) Евтихий (Тарасов Ефим Степанович (Иванович - ?)), Монах Мефодий (Михаил Ласкин), Аксенов Иван Малахиевич, Фока Карпович Шнырук, Хохлов Григорий Филиппович, Барабушкин Павел Николаевич, Воробьев Федор Иванович, Вовк Петр Иванович, Горбунов Иван Иванович

Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре

Помимо уже упоминавшихся преподобномучеников Данакта (Калашникова), Илариона (Цурикова) и Иоанна (Лабы) в Покровской обители проживали и другие афонские монахи, более 20 человек. Все они были высланы со Святой Горы из-за приверженности учению «имябожников».

Важные события обители до 1872 г.

История сего монастыря не обильна событиями; из них, как мы видeли, особенно важны в ней: 1) обращение Убогого дома в царский комнатный монастырь, 2) Причисление его, то к Крутицкой, то к Московской епархии и 3) назначение его из божедомского в училищный.

Монастырь перед закрытием. 1917-1929

Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью, находившейся на окраине тогдашней Москвы – у Покровской заставы, где в XIX – начале ХХ века проживало до 50 монахов. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.

Возрождение монастыря. 1995 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновить здесь Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной).

Первое посещение Покровской обители Святейшим Патриархом Алексием II

Первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Покровский монастырь. 13 октября 1996 г.

Лития на могиле блаженной старицы Матроны

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. Даниловское кладбище. 4 марта 1998 года

Обретение мощей блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Великое освящение Покровского храма

Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровского храма Покровского ставропигиального женского монастыря. 1998 г.

Возведение монахини Феофании в сан игумении

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.

Великое освящение крестов

Великое освящение крестов Воскресенского и Покровского храмов совершил Святейший Патриарх Алексий II. Покровский женский монастырь. 4 апреля 1998 г.

Перенесение мощей блаженной старицы Матроны

30 апреля 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при торжественном пении тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых...» было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужили заупокойное всенощное бдение.

Встреча иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Игумения Феофания с сестрами встречают икону Божией Матери «Взыскание погибших». Икона была написана примерно в 1915 году.

Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре. 1998 г.

Первый молебен на подворье в селе Марково

Первый молебен на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 4 ноября 1998 г.

Канонизация св. прав. блж. Матроны Московской

2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось торжественное причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых.

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты