20 июля 2019. Суббота седмицы 5-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 9, 9-13.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о призвании Господом апостола Матфея. До призвания тот был мытарем – человеком, презираемым иудейским народом за то, что в его служебные обязанности входило обирать соотечественников, собирая налоги в пользу оккупационной римской власти. Но, когда Матфея призвал Христос, тот оставил все и пошел вслед за Ним.
«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что' значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.».
Каков смысл ответа, данного Христом? Ведь многие считают, что Господь любит праведников, а грешников ненавидит. Нет, Господь ненавидит грех, а любит каждого человека. Но те, которые не видят своих грехов, по мысли святых отцов, находятся на еще более опасном пути, чем тяжело согрешающие люди. Можно простить и преобразить душу кающегося грешника, но как спасти того, кто не считает себя нуждающимся в спасении?
Между тем, все святые отцы замечали, что праведников вообще нет, все согрешили перед Богом. Макарий Великий обращался к Богу со словами: «ничего не сотворил благого пред Тобою». Пимен Великий говорил своим ученикам: «Поверьте, братия, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен и я». Человек же, живущий невнимательной духовной жизнью, уже и не замечает своих грехов. Себя оправдывает, других осуждает. О таких людях Христос с горькой иронией и сказал, что «не праведников» Он пришел спасать. Такие люди заперли свое сердце изнутри.
Однако, одного понимания человеком своей греховности не достаточно. Для того Спаситель и сказал: «призвать к покаянию», то есть к исправлению.