Толкование на Евангелие

4 февраля 2020. Вторник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 18-27

"Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь."

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как ко Христу подошли саддукеи. Это были люди, которые не верили в воскресение мертвых. Они, желая доказать, что вера в жизнь после смерти абсурдна, привели, как считают толкователи, выдуманный ими самими карикатурный пример.

В ветхозаветные времена существовал так называемый закон левирата. Поскольку Господь сразу после грехопадения дал Адаму и Еве надежду на то, что некогда родится Тот, Кто победит дьявола, дал обетование о Христе, то все люди, сохранившие истинную веру, желали иметь многочисленное потомство. Они считали, что Спаситель может стать их потомком по плоти и тем самым даровать им вечную жизнь. Умереть бездетным считалось величайшим проклятием. Из Писания известно о женщине, которая в муках умирает во время родов. Но вот ей говорят: "у тебя родился младенец". Она умерла, исполненная счастья.

Закон левирата повелевал брату умершего взять себе его жену, если за время супружеской жизни женщина, оставшаяся вдовой, не смогла родить. Если в этом браке появлялся младенец, то он считался сыном скончавшегося. С одной стороны, закон кажется нам очень странным, но то были другие люди и другие времена. Одни порядки жизни для человека, когда он младенец, другие для юноши, третьи для того, кто уже впал в старческие немощи. И было бы нелепо требовать от тридцатилетнего всякий раз брать разрешение родителей на выход из дома. Так же и на разных этапах пути человечества к Богу. Господь, сообразуясь с состоянием людей, с их духовным возрастом, всегда давал им те правила, которые помогали бы не потерять истинную веру, спасти душу.

Итак, саддукеи задали вопрос: "Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее". Фарисеи как бы сказали Христу: "раз пророк Моисей дал нам этот закон, то, очевидно, он сам не верил в воскресение мертвых, был как и мы, ведь он не мог бы допустить такую путаницу на небесах".

Господь ответил им: "чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения".

Саддукеи учили, что ни в одной из пяти Книг, данных Богом через пророка Моисея, не говорится о воскресении мертвых. Спаситель же привёл им слова, содержащиеся в одной из тех Книг: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых". Эти ветхозаветные праведники уже давно скончались, но из сказанного очевидно, для Бога они и сейчас живы.

Заметим, что в прочих религиях представления о жизни будущего века чрезвычайно человеческие. К примеру, в одной из крупнейших мировых религий, рай - это место всевозможных плотских наслаждений: бесчисленные яства, множество девушек с пышными формами... В христианстве жизнь будущего века - что то непостижимое, загадка, к которой мы можем прикоснуться лишь отчасти. Многие делают отсюда вывод, что это является неким подтверждением богооткровенности христианства. То есть того, что эта религия не придумана людьми.

Нам открыто о будущей вечной жизни только то, что важно для нас сейчас. Если наша душа научится жить любовью, то "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Напротив, если мы будем эгоистичны и горды, святые отцы говорят нам о том, что даже самая тяжелая мука здесь, на земле, является лишь тенью будущих вечных страданий.

Нам говорится о том, что Господь все делает для нашего спасения. Евангелие, жизнеописания святых отцов, открывают нам путь в Небесное Царство. В Церкви мы получаем Божию благодать, укрепляющую нас. Для описания того, что будет с человеком после смерти, используются некие образы, которые нам понятны. Апостол Павел говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор 13, 12-13).

Ошибка фарисеев была в том, что они рассуждали о жизни вечной в категориях жизни земной, о жизни духовной, святой и бесстрастной как о жизни, подчиненной законам плоти.

И в наше время есть немало учений, вводящих в заблуждение о том, что будет с нами после смерти. Христиане же несомненно верят в то, что умереть нам не удастся, хотя порой, возможно, и хотелось бы, чтобы это стало решением всех проблем. Бог бессмертен и человек, Его образ, тоже бессмертен. Бог Воскрес и мы воскреснем вслед за Ним. Как бесконечность несоизмеримо больше самого большого отрезка, так забота о душе, о вечной жизни, подготовка к ней, важнее всех земных забот.

И сейчас большинство людей ошибочно относятся к смерти, к этому важному рубежу, который предстоит пройти всем нам. Некоторые, устав от земных скорбей, желают, чтобы смерть поскорее пришла. Таким преподобный Анатолий Оптинский говорил: "смерти ты желаешь потому, что, во-первых, не понимаешь, что такое смерть и что нас там ожидает. А во-вторых, ты, матушка, сластолюбива, т. е. не хочешь терпеть скорбей, тоже не понимая ни цели, ни цены скорбей. В скорбях сокровенна есть милость Божия". Архимандрит Павел (Груздев) наставлял: "никто не пожинает, если не посеял, никто не увенчивается, если не пострадал, без временной муки не избежишь вечной".

Некоторые представляют, что смерть - самое большое зло. Тот же старец говорил: "смерть возносит к бессмертию". Известны такие слова преподобного Макария Оптинского: "боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), ибо Он «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38)".

Итак, правильно будет не безрассудно стремиться к тому, чтобы поскорее предстать перед Судом Божиим, как впрочем и не стараться всеми способами отложить эту встречу. Время смерти определяет Бог. Нам же нужно готовиться к ней. "Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти", говорил архимандрит Павел (Груздев). Он же приводил такой стих:

"Помирать — не миновать.
Помни смертный час,
помни трубный глас,
помни Страшный суд,
часто вспоминай и прекрасный Рай.
Пока жив, спасайся,
плачь, молись, смиряйся,
время не теряй,
будь готов и знай,
что оставив свет,
Богу дашь ответ".

Читать далее

3 февраля 2020. Понедельник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 13-17

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

18 февраля 2020. Вторник седмицы 40-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 14, 10-42.

18.02.2020

17 февраля 2020. Понедельник седмицы мясопустной. Евангельское чтение: Мк 11, 1-11.

17.02.2020

13 февраля 2020. Четверг седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 31 - 14, 2.

13.02.2020

12 февраля 2020. Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Евангельское чтение: Мф 5, 14-19.

12.02.2020

11 февраля 2020. Вторник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 14-23.

11.02.2020

10 февраля 2020. Понедельник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 9-13.

10.02.2020

9 февраля 2020. Неделя о мытаре и фарисее. Евангельское чтение: Лк 18, 10-14.

09.02.2020

8 февраля 2020. Суббота седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 2-8.

08.02.2020

7 февраля 2020. Пятница седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 1-8.

07.02.2020

6 февраля 2020. Четверг седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 38-44.

06.02.2020

4 февраля 2020. Вторник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 18-27

04.02.2020

3 февраля 2020. Понедельник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 13-17

03.02.2020

2 февраля 2020. Неделя 33-я по Пятидесятнице. О Закхее. Евангельское чтение: Лк 19, 1-10.

02.02.2020

1 февраля 2020. Суббота седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 17, 3-10.

01.02.2020

31 января 2020. Пятница седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 1-12.

31.01.2020

30 января 2020. Четверг седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 27-33.

30.01.2020

29 января 2020. Среда седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.

29.01.2020

28 января 2020. Вторник седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

28.01.2020

26 января 2020. Неделя по Богоявлении. Евангельское чтение: Мф 4, 12-17.

26.01.2020

25 января 2020. Суббота седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 4, 1-11.

25.01.2020

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты