Толкование на Евангелие

5 февраля 2019. Вторник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событиях, происходивших в понедельник той недели, на которой Господь Иисус Христос добровольно принял Крестные Страдания нашего ради спасения. Христос, выйдя из Вифании, ощутил чувство голода. И, "увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его... Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет". Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Спаситель, зная, что через несколько дней Он будет распят, таким образом укрепляет веру апостолов, показывает им, что несомненно имеет власть проклясть и распинающих Его, что идет на добровольные страдания. Но за что же была проклята та смоковница с которой еще не пришло время сбора плодов? В том, что Христос избрал это дерево, имеется глубокий символический смысл. Смоковница отличается от прочих плодовых растений тем, что сначала на ее голых ветках появляются цветы, завязываются плоды и только потом куст начинает покрываться листьями. Если листья есть, а мы читаем, что они были, то плоды уже давно должны были быть, пусть и не зрелые. Но листья той смоковницы прикрывали не плоды, а их отсутствие. Образ здесь такой. Смоковница, как многоплодное дерево, в Ветхом Завете была символом богоизбранного народа. Плодами ветхозаветных пророчеств и проповеди Спасителя должны были стать дела покаяния, принятие новозаветного учения. Но в большинстве своем иудеи имели лишь внешнюю религиозность (дерево, усыпанное листьями), душа же их далеко отстояла от Бога. Если бы Христос смог найти у них хотя бы незрелые плоды - хотя бы покаяние и желание жить по евангельскому учению, в котором и раскрывался смысл ветхозаветных правил, Господь принял бы их и помог бы возрасти в них добродетели. Но не было ничего, кроме внешней формы богопочитания, то есть было только лицемерие. И Господь, идущий на Крест, оставляет оставивших Его иудеев, которые желали получить от Спасителя лишь земное благополучие, которые ждали Мессию как великого земного царя - чудотворца, а учение о Царстве Божием, которое должно быть в каждом из нас - правда, мир, дела любви, они не принимали. Очевидно, что внешняя религиозность, прикрывающая полное отсутствие плодов - дел милосердия и любви, терпения, молитвы, свойственна не только ветхозаветным иудеям, но и многим современным людям. Этот духовный недуг особо опасен еще и потому, что часто незаметен для самого человека. Внешние дела сделаны - крещен, на Пасху освятил кулич, набрал крещенской воды, и считает, что живет исправно, по-христиански. Также сегодня мы слышали в Евангелии о таком деянии Христа: "Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его" Заметим, что торговцы при храме, в общем-то делали нужное дело. Римская монета того времени содержала надписи, обожествляющие императора. Конечно же, она не могла быть использована для жертвы на храм, ее необходимо было обменять у меновщиков на иудейскую. Кроме того, в храм постоянно приходили люди, живущие в удаленных городах и даже странах. Крайне затруднительно для них было бы пригонять стада животных для принесения в жертву из родных краев, из своего хозяйства. Торговцы помогали им купить животное непосредственно у храма и тут же отдать его для жертвоприношения. Христос никогда не проявлял негодования. Даже когда говорили, что Он одержим бесами. А тут, как повествует евангелист Матфей, взял бич и изгнал им торговцев. Не просто выгнал, но опрокинул столы и рассыпал деньги. Толкователи говорят, что Иисус дважды изгонял из храма торгующих. В начале и в конце Своего служения. Один раз Он сказал, что те превратили храм в вертеп разбойников. По мысли Иоанна Златоуста, здесь имеются в виду люди, приносящие в храм неправедно заработанное, прямо или косвенно награбленное. Такая жертва не может быть приятной Богу. В другой раз Христос объяснил, что Дом Божий, Дом молитвы, они сделали домом купли. Разве возможно сосредоточиться на молитве, находясь как на базаре, на котором продают животных, где торгуются, слышны зазывания продавцов, блеяние. Очевидно, что это крайне непросто, а то и вовсе невозможно. Нужное дело было организовано неправильно. Всему свое место, купить животных и обменять монеты надо было до входа в храм. Иначе человек приходил туда как на базар. Перед земным царем все стоят благоговейно, а тут люди предстоят Царю Небесному, Творцу мира, Богу. В наши дни слова Господа также очень актуальны. Важно, придя в храм, внимать словам молитв, читаемых за богослужением. Купить свечи, подать записки лучше до начала службы. А во время службы, при необходимости, делать это надо так, чтобы не помешать молитве других людей. Если непросто пройти к иконе, то лучше не пробираться сквозь толпу. Если мы будем заботиться о многом - как достать крещенской воды, поставить свечку, подать записку, но не станем внимать словам молитв, не будем каяться в грехах, не будем стоять с благоговением перед Богом, то не получим для души никакой пользы.
Читать далее

4 февраля 2019. Понедельник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

15 февраля 2019. Сретение Господне. Евангельское чтение: Лк 2, 22-40.

15.02.2019

14 февраля 2019 . Четверг седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 38-44.

14.02.2019

13 февраля 2019. Среда седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 28-44.

13.02.2019

12 февраля 2019. Вторник седмицы 38-й по Пятидесятнице. Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Евангельское чтение: Мф 5, 14-19.

12.02.2019

11 февраля 2019. Понедельник седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 13-17, Мк 12, 18-27.

11.02.2019

10 февраля 2019. Неделя 37-я по Пятидесятнице. О Закхее. Евангельское чтение: Лк 19, 1-10.

10.02.2019

9 февраля 2019. Суббота седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 17, 3-10.

09.02.2019

8 февраля 2019. Пятница седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 1-12.

08.02.2019

7 февраля 2019. Четверг седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 27-33.

07.02.2019

6 февраля 2019. Среда седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.

06.02.2019

5 февраля 2019. Вторник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

05.02.2019

4 февраля 2019. Понедельник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

04.02.2019

3 февраля 2019. Неделя 36-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 35-43.

03.02.2019

2 февраля 2019. Суббота седмицы 36-й по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

02.02.2019

1 февраля 2019. Пятница седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 23-32.

01.02.2019

31 января 2019. Четверг седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 17-27.

31.01.2019

30 января 2019. Среда седмицы 36-й по Пятидесятнице. Память преподобного Антония Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

30.01.2019

29 января 2019. Вторник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 2-12.

29.01.2019

28 января 2019. Понедельник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 42 - 10, 1.

28.01.2019

27 января 2019. Неделя 35-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 18-27.

27.01.2019

Монашество

Контакты