Толкование на Евангелие

15 октября 2019. Вторник седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 24-30.

"Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад". В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим удивительные для многих слова Христа. После слов о том, что блаженны (счастливы) те, кого в мире считают самыми несчастными, – плачущие, изгнанные, Господь говорит о том, что те, кому очень многие завидуют, - богатые, пресыщенные, слышащие о себе много похвал, - несчастные люди. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их». Важно заметить, что можно быть и нищим, лишенным средств к существованию, но при этом таким человеком, к которому будут относиться эти слова Господа: «горе вам, богатые!» Речь здесь идет о том, что для человека самое ценное в жизни. Человек может быть таким нищим, главное для которого в жизни – богатство, а не Бог, и таким нищим – горе, вне зависимости от состояния их кошелька. Мы знаем также и многих обеспеченных святых, которые жили по слову Священного Писания: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс 61, 11). Кому-то Господь дал искушение (упражнение, чтобы тот стал искусным), послав нищету, кому-то, послав богатство, каждому дал лучшие условия для его спасения. Первым необходимо жить в лишениях, не унывать и искать Бога, вторым не легче, если они желают спасения. Необходимо быть здесь, на земле, мудрым распорядителем богатства, доверенного от Бога. Необходимо не потерять любовь к ближним, не заменить ее на любовь к стяжанию, не потерять сострадания. Быть готовым и на лишения, если когда-то их пошлет Бог. Богатство может быть не только в деньгах, но и в успешности, знаменитости, в чем угодно. Если мы богатимся не в Бога, то нам горе. Может оно быть во взаимоотношениях в семье. Если мы в первую очередь не желаем себе и своим близким только одного – спасения души, вечной жизни в Небесном Царстве, если здесь, в земных радостях, переживаемых вместе с нашими близкими, и есть наше богатство. Если мы не предаем себя и их судьбу в Божью волю. Иногда для спасения необходимо перенести болезнь, те или иные скорбные обстоятельства, иногда всеведущий и любящий нас Господь посылает раннюю смерть... Предающий все в волю Божию будет делать что от него зависит, заботясь о близких, но и будет добавлять в молитве: «да будет воля Твоя». Если же не так, то такая любовь станет горем и для того, кто любит, и для того на кого она направлена. Также в сегодняшнем Евангелии мы читаем слова Господа о милостыне: «всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». Толкователи так говорят нам о том, как следует исполнять эти слова: «любовь подскажет тебе, когда полезно дать просящему, а когда и вредно; она не позволит тебе подать нож требующему его безумцу, или же яд желающему лишить себя жизни. Иной слабый человек просит на водку, на прихоти; такому иногда полезнее бывает вместо денег подать слово братского вразумления. И Спаситель не всякому просящему подавал именно то, чего он просил: один проситель, например, кричал Ему из толпы: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», но Господь вместо этого подал ему и всем бывшим тут совет: смотрите, берегитесь любостяжания (Лк. 12:15)». Другое евангельское чтение, прочитанное в храме в этот день: Лк 6, 37-45. "Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его" В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Не суди'те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете". Суд в Царстве Небесном стремится, в отличие от земного суда, не установить вину и вынести справедливое наказание, но найти что-то, за что можно помиловать и простить. Находящийся в полной тьме не может видеть, что он испачкался. Если же выглянет лучик света, можно заметить явную грязь на одежде. При полуденном солнце видны и мелкие пятна. Мы, удалившиеся от Бога люди, часто считаем, что грехов у нас не много, что их много у наших ближних. Святые же, приблизившись к Свету, к Богу, говорили, что грехов у них больше, чем песка в море. А раз так, то кто может быть спасён если Суд будет справедливым? Ведь в Царстве Небесном нельзя оказаться даже с одной песчинкой, с одним грехом. И вот, суд в Царстве Небесном предлагает преступнику самому написать те законы, по которым его будут судить. Ты считаешь, что ближний груб с тобой, ты осуждаешь его за это? Значит ты написал одну из статей, по которой сам будешь судим. Наша вера должна доверять Промыслу Божьему. Господь может в любой момент бесчисленным множеством способов прекратить жизнь каждого. Если Господь пока терпит этого человека, в этом есть смысл. Имеющий любовь человек будет искать не того, за что можно осудить ближнего, но будет стараться его оправдать, поставить себя на его место. Почему даже Суд Божий, Суд Любви не может простить немилосердного, образно иллюстрирует такая притча. Одна старушка скончалась и ее ангел хранитель пытается представить хоть одно ее доброе дело. Найти ничего не получилось, тогда он сказал: "однажды, когда к ней постучалась нищая женщина и попросила милостыню, та в гневе кинула в нее морковкой с огорода. Морковка-то ведь нищей досталась, значит доброе дело было сделано". Ангел получил разрешение протянуть находящейся в аду старушке ту морковку и вытягивать ее оттуда за нее. Когда он тянул, за ее ноги зацепились и другие грешники. Старушка, боясь, что морковка вот вот сломается, стала ругаться и трясти ногами, чтобы от нее отцепились. От этой тряски морковка порвалась и несчастная упала обратно. «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13), читаем мы в Священном Писании. Неосуждение, стремление помочь - дело милостыни духовной. Поступающий так уподобляется Христу. Далее в Евангелии мы читаем: "давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам". Дела милостыни мы часто делаем неохотно, в то время, как самую большую пользу от них получаем мы сами. Даже если мы сами очень бедны. Простить, утешить, не осуждать может каждый. Существует притча о двух пожилых женщинах, живших по соседству в одной деревне. Одна была крайне скупа, другая нищелюбива. Однажды ангел, принявший вид монаха, поздно вечером постучался к первой в дом. Он сказал, что на братию монастыря в лесу напали разбойники, избили их и все у них отняли. Им требуется одежда, еда, лекарства, деньги. Скупой старушке было неловко отказать, она пошла в чулан и нашла мешок с хламом, который собиралась выкидывать. - "Вот, принесла все, что было", сказала она. Тогда ангел пошел к ее доброй соседке и та, на самом деле, вынесла все лучшее из своего дома, а себе оставила лишь хлам. В ту ночь в деревне случился пожар. На утро ангел в виде монаха вернулся и с благодарностью вернул погорельцам то, что они пожертвовали. Одна получила лишь мешок с мусором, а другая, по сути, сохранила все свое имущество. Нам всем предстоит пережить такой пожар. В час смертный мы оставим на земле все наше имущество, а есть ли у нас имущество на небе? Это зависит от того, были ли мы милостивы. Образ действий в указанных словах Спасителя (прощать, давать), замечает святитель Феофан Затворник, "действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование". Не следует забывать, что дела милостыни духовной часто важнее и труднее, чем материальные пожертвования. К таким делам относят прощение, терпение, сострадание, утешение ближних, когда мы отвечаем добром на зло. Поступающий так может показаться глубоко несчастным, но вставший на этот путь знает, что Сам Бог не оставит его и утешит.
Читать далее

14 октября 2019. Покров Пресвятой Богородицы.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

25 октября 2019. Пятница седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 12-18.

25.10.2019

24 октября 2019. Четверг седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 7-11.

24.10.2019

23 октября 2019. Среда седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 22-25.

23.10.2019

22 октября 2019. Вторник седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 1-3.

22.10.2019

21 октября 2019. Понедельник седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 7, 36-50.

21.10.2019

20 октября 2019. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 7, 11-16.

20.10.2019

19 октября 2019. Суббота седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 27-32.

19.10.2019

18 октября 2019. Пятница седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 7, 31-35.

18.10.2019

17 октября 2019. Четверг седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 7, 17-30.

16.10.2019

16 октября 2019. Среда седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 46 - 7, 1.

16.10.2019

15 октября 2019. Вторник седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 24-30.

15.10.2019

14 октября 2019. Покров Пресвятой Богородицы.

15.10.2019

13 октября 2019. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 31-36.

13.10.2019

12 октября 2019. Суббота седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 17-26.

12.10.2019

11 октября 2019. Пятница седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 12-23.

10.10.2019

10 октября 2019. Четверг седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 33-39.

10.10.2019

9 октября 2019. Среда седмицы 17-й по Пятидесятнице. День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Евангельское чтение: Ин 19, 25-27.

09.10.2019

8 октября 2019. Вторник седмицы 17-й по Пятидесятнице. Память преподобного Сергия Радонежского. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

08.10.2019

7 октября 2019. Понедельник седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 37-44.

07.10.2019

6 октября 2019. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 1-11.

06.10.2019

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты