Толкование на Евангелие

5 октября 2022. Среда седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 1-15.

"Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служит. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем". 

В сегодняшнем Евангелии мы читаем повествование о том, как дьявол, видя Христа, и будучи не в силах вместить тайну Боговоплощения, приступает к Нему, желая подчинить Его своей власти. Для этого он намеревался ввести Иисуса в грех, искусить Его подобно тому, как прежде он поступил с первыми людьми, с Адамом и Евой.

Апостол Иоанн говорит, что всякий грех в мире это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Так было всегда. Дай людям хлеба и зрелищ и необлагодатствованный человек поклонится кому угодно. Так пали Адам и Ева. Дьявол убедил их, что плод с древа, с которого запретил вкушать Бог, приятен на вкус, - похоть плоти; красивый на вид, - похоть очей; и сделает людей равными Богу, - гордость житейская. 

И вот Иисус искушается тем же самым. После Крещения Он сорок дней постился, ничего не ел, и в итоге взалкал. Тогда дьявол приступает к Нему, как приступает ко всякому искушаемому им, под видом благожелателя, и предлагает: "если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом". Дьявол дает Христу первый, казалось бы, безобидный совет. Если вступить с ним в общение, как это некогда сделала Ева, не отогнав его сразу же от себя, вскоре сатана обязательно склонит человека ко греху. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим". 

"И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи". Отвергнутый дьявол вострепетал. В свое время сатана, подчинив себе поставленного царствовать на земле человека, сделался царем этого мира. Ни один царь, кроме случая, если речь идет о его жизни, никому не пообещает все свое царство. Может пообещать полцарства, но чтобы все - только в самом крайнем случае. Сатана обещает передать Христу все свое царство, если Тот, пав, поклонится ему. Но Христос пришел победить дьявола и освободить людей, а не получать царство из рук сатаны.

Затем дьявол "повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени". 

Диавол искушал Христа чревоугодием (пытался возбудить в Нем похоть плоти), видом царств земных (похоть очей) и славой, пытался склонить Христа к творению чудес для того, чтобы Его превозносили люди (гордость житейская). Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская лежат в основе всякого искушения. Но если в результате общения дьявола с первыми людьми человечество пало в бездну греха, проклятия и смерти, то результатом искушения дьяволом Христа явилось возведение людей из этой бездны на "небо".

Каждый христианин должен своим малым трудом, борьбой с искушениями, показать свое благое произволение, принять спасение, дарованное Господом. Святитель Феофан Затворник говорил о том, что искушения прекратятся лишь при Втором Пришествии Христовом: "<<И ввергнут их (творящих соблазны и беззакония) в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их>> (Мф. 13, 42). Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь идет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре через борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности со свободой внутри, и в соприкосновении с человеком извне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобождается от одного искушения и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы постичь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому постижению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печали, ни болезней извне, и где они изнутри, как Ангелы Божии, становятся чистыми, без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое, во всей славе своей, откроется в последний день мира".

"Все орудия против искушающего нас на грех диавола", пишет Феофан Затворник, "сильны лишь Господом". Поэтому "опытные борцы духовные и предали нам; именем Господа Иисуса бей ратников". Так святитель указывал на важность призывания Имени Иисуса Христа во время борьбы с искушениями. Молитва Иисусова и крестное знамение являются главными средствами борьбы против дьявола. Именно ими и следует отвечать, когда он приступает к нам как добрый советчик, и ни в коем случае не вступать с ним в общение, задерживаясь умом на греховном помысле.

Читать далее

4 октября 2022. Вторник седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 3, 23 - 4, 1.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

15 октября 2022. Суббота седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 17-26.

15.10.2022

14 октября 2022. Покров Пресвятой Богородицы.

14.10.2022

13 октября 2022. Четверг седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 12-23.

13.10.2022

12 октября 2022. Среда седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 33-39.

12.10.2022

11 октября 2022. Вторник седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 12 - 16.

11.10.2022

10 октября 2022. Понедельник седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 37-44.

10.10.2022

9 октября 2022. Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 1-11.

09.10.2022

8 октября 2022. Память преподобного Сергия Радонежского. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

08.10.2022

7 октября 2022. Пятница седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 22-30.

07.10.2022

6 октября 2022. Четверг седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 16-22.

06.10.2022

5 октября 2022. Среда седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 1-15.

05.10.2022

4 октября 2022. Вторник седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 3, 23 - 4, 1.

04.10.2022

3 октября 2022. Понедельник седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 3, 19-22.

03.10.2022

2 октября 2022. Неделя по Воздвижении Креста Господня. Евангельское чтение: Мк 8, 34 - 9, 1.

02.10.2022

1 октября 2022. Суббота седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 34-44.

01.10.2022

30 сентября 2022. Пятница седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 1-10.

30.09.2022

29 сентября 2022. Четверг седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 16-22.

29.09.2022

28 сентября 2022. Четверг седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 7, 14-30.

28.09.2022

27 сентября 2022. Воздвижение Креста Господня.

27.09.2022

26 сентября 2022. Понедельник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Чтение из Священного Писания: Гал 4, 28 - 5, 10; Мк 6, 54 - 7, 8.

26.09.2022

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты