День памяти преподобного Илариона Великого в Покровском монастыре
03.11.2023
«Никто лучше не тратит, как тот, кто не оставляет ничего для себя.»
Преп. Иларион Великий
3 ноября 2023 года, в день памяти преподобного Илариона Великого, в нашей обители совершена Божественная Литургия. Правый придел нижнего храма Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в честь преподобного.
За богослужением молились сестры обители, прихожане и паломники. По окончании Литургии был совершен водосвятный молебен и крестный ход вокруг Покровского храма. Накануне, вечером 2 ноября, в приделе преподобного Илариона Великого было отслужено праздничное всенощное бдение.
Чтобы лучше представить, какое дерзновение имел перед Богом святой Иларион, какой высоты он достиг, предоставляем для посетителей сайта нашей обители некоторые известные чудеса, совершенные святым.
Чудо исцеления женщины от бесплодия
Это одно из самых первых чудес преподобного Илариона. В пустыню, где он подвизался, пришла некая женщина из Елевферополя (древнеримский город в Израиле, нынешнее еврейское название — «Бейт Гуврин», расположен на дороге между Иерусалимом и Газой, в 53 километрах к юго-западу от Иерусалима). Она была первая, дерзнувшая нарушить уединение святого. Внезапно для преподобного женщина припала к его ногам и сказала: «Прости моей дерзости, прости необходимости. Что ты отвращаешь очи? Что бежишь от просящей? Смотри не на женщину, а на несчастную. Наш пол родил Спасителя. «Не требуют здравии врача, но болящии.» (Лк. V, 31) Не ожидая такого, преподобный не обращал на неё внимания. Но по её неотступности он остановился и, взглянув на женщину, спросил о причине ее прихода и плача. По окончании рассказа женщины преподобный поднял свой взор к небу, помолился и отпустил женщину, повелев ей иметь веру и надежду на Господа. По истечении года женщина пришла к святому с сыном.
Чудо исцеления трех сыновей вельможи Еллипидия
Чудесное исцеление по молитвам еще известного людям преп. Илариона произошло, когда святому было около 38 лет. Христианка по имени Аристенета, супруга некоего Елпидия, ставшего впоследствии префектом претория, возвращалась с мужем и тремя детьми от блаженного Антония. Остановившись в Газе, «или по причине испорченного воздуха, или ради прославления раба Божия Илариона» их дети внезапно заболели лихорадкой, врачи же отказались их лечить. Мать то рыдала лежа, то переходила от одного сына к другому, которые лежали будто мертвые, и не знала, кого оплакивать прежде. Узнав, что в соседней пустыне есть некий монах-подвижник, она отправилась к нему в сопровождении рабынь и евнухов. С трудом убедил ее муж, чтобы она ехала верхом на осле. Когда она прибыла к преподобному Илариону, то сказала: «Умоляю тебя Иисусом, милосерднейшим нашим Богом, заклинаю крестом и кровью Его, возврати мне моих трех сыновей, и пусть прославится в языческом городе имя Господа Спаса, и вступит раб Его в Газу, и сокрушится идол Марны». Святой отказывался и говорил, что никогда не выходил из келлии, что у него нет обыкновения входить не только в город, но даже и в небольшое селение. На это женщина с криком отвечала: «Иларион, раб Божий, возврати мне моих детей. Те, которых Антоний сохранил в Египте, пусть будут спасены тобою в Сирии». Все присутствующие плакали. Заплакал и сам преподобный и пообещал прийти в Газу после захода солнца. Поздним вечером преподобный пришел в Газу. Он прикоснулся к каждому больному отроку, призывая имя Иисуса Христа. Тотчас у каждого из них выступил обильный пот, и они вскоре встали здоровыми и приняли пищу. Плачущая мать и ее дети благодарили Бога и облобызали руки святого.
Чудо исцеления слепорожденной во Факидии, предместье Ринокоруры, города Египта
Из этого предместья привели к преп. Илариону женщину, которая уже десять лет была слепой. Она пожаловалась святому, что потратила всё свое состояние на врачей. На это он ответил: «Если бы то, что ты потеряла на врачах, ты раздала бедным, то исцелил бы тебя истинный врач Иисус». Женщина стала вопить и молить о милосердии. На это преподобный, подобно Спасителю, смазал ей слюной очи. И она тотчас же исцелилась.
Изгнание беса из возничего Газского вельможи
Возничий Газского вельможи во время управления колесницей был поражен бесом. В результате он весь оцепенел до такой степени, что не мог двинуть ни рукой, ни повернуть шеи, лишь движение языком было ему подвластно. В таком состоянии его принесли на одре к святому. Преп. Иларион сказал, что раб может исцелиться только в том случае, если уверует в Спасителя Господа Иисуса Христа и даст обещание отказаться от прежних греховных занятий. Возничий уверовал и пообещал исправиться. Тогда святой, сотворил молитву и исцелил благодатью Божию этого человека. Возничий научился от святого истинной вере, крестился и вернулся домой, ликуя более о спасении души, нежели об исцелении тела.
Исцеление одержимого юноши, который хвалился своей силой
Один весьма сильный юноша, хвастаясь своей силой, говорил, что может долго и на далекие расстояния носить пятнадцать модиев 20 пшеницы (около 90 кг). Кроме того, он, будучи одержим злейшим бесом, ломал цепи, оковы, дверные запоры, многим ломал ноги и голени и даже откусывал носы и уши. Внешний вид его напоминал рассвирепевшего быка. Оковав цепями и связав веревками, его притащили к монастырю. Братия, увидев его, и перепугавшись – ибо он был изумительного роста – возвестили преподобному Иллариону, который приказал притащить его к себе и отпустить. Когда его развязали, святой сказал: «Наклони голову и приди». Тот затрясся, согнул шею и, не дерзая взглянуть прямо, уняв всю свирепость, начал лизать ноги сидящего преподобного Илариона. Бес, овладевший юношей, был заклят и измучен и на седьмой день вышел.
Изгнание множества бесов из некоего богатого мужа Ориона
Один из знатных и богатейших в селении Аил человек по имени Орион был объят легионом бесов. Его руки, шея, бока, ноги были обременены железом, и свирепые глаза грозили яростью бешенства. В то время, как святой ходил с братией и разъяснял нечто из Писания, тот вырвался из рук, державших его, и, обняв святого сзади, поднял вверх. Все испугались и закричали от страха, что тот переломает изнемогшее от поста тело преп. Илариона. Но святой, улыбаясь, сказал: «Молчите и отпустите мне моего борца». И затем, закинув руку за плечо, он коснулся его головы и, схватив за волосы, привлек к (своим) ногам. Затем, сжав его руки и топча его подошвы своими ногами, сказал: «Мучься, мучься, толпа бесов». И когда одержимый закричал, он сказал: «Господи Иисусе, освободи несчастного, освободи пленника. Тебе подобает побеждать как одного, так и многих». В этот же момент из уст этого мужа раздались различные голоса и как бы смешанный крик народа. Так Орион был исцелен. Через некоторое время он вместе с женою и детьми пришел в монастырь, принеся с собой многие дары, как бы в виде благодарности. Преподобный сказал ему: «Разве ты не читал, что претерпел Гиезий (IV Царств, 5), что претерпел Симон (Деян. 8), из которых один получил серебро за исцеление от проказы, другой – принес, один, дабы продать благодать Духа Святого, другой – дабы купить?» Тогда Орион сказал со слезами: «Возьми и раздай бедным». Святой ответил на это: «Ты лучше можешь распределить свое, так как ходишь по городам и знаешь бедных. Я, который оставил свое и вселился в пустыню, зачем буду желать чужого? Для многих именоваться бедными является поводом к жадности. Милосердие же не имеет искусства. Никто лучше не тратит, как тот, кто не оставляет ничего для себя». Богатый муж опечалился. Видя это, святой объяснил: «Не скорби, чадо. То, что я делаю для себя, то делаю и для тебя. Ибо если я приму это, то оскорблю Бога, и к тебе вернется легион (бесов)».
Чудо исцеления каменоносца от паралича
Один житель города Майомы Газской, недалеко от его монастыря, вырубая из морского берега камни на постройку, весь был расслаблен параличом. Он был принесен товарищами по работе к святому. По молитвам святого он тут же вернулся к труду здоровым.
Чудо со святой водой, принесшее победу христианину
В Римских городах, еще со времен Ромула, сохранялся обычай устраивать соревнования по скачкам в честь Конса, божества совета. Тот, кто надрывал коней противоборствующей стороны, тот одерживает победу. Для граждан участие в таких соревнованиях было общественной обязанностью. Не обошло стороной это и одного христианина по имени Италик. Его положение усугубилось тем, что его соперник имел некоего чародея, который бесовскими наговорами замедлял коней противника и возбуждал к бегу коней хозяина. Италик пришел к преп. Илариону и умолял, чтобы не столько пострадал его противник, сколько был защищен он сам. Святому показалось нелепым молиться Господу о таком деле. Он улыбнулся и сказал: «Отчего ты скорее не раздашь цену своих коней бедным за спасение своей души?». Италик отвечал, что он этого не столько желает участвовать в скачках, сколько принуждается к этому, и что христианин не может употреблять магические чары, а предпочитает просить помощи у угодника Божия, в особенности против тех, кто противится Богу (а таковы были многие жители Газы) и оскорбляет Церковь Христову. Тогда святой, видя смирение и благое намерение Италика, приказал наполнить водою глиняный сосуд, из которого он обычно пил, и отдал христианину. Италик на виду у всех окропил стойла, своих коней, возницы и колесницу этой водой. Противник и многие жители города, пришедшие посмотреть соревнования, посмеялись над этим действием христианина. Начались соревнования. Каково же было удивление и негодование противников Италика, когда они увидели, что победа одержана им. Даже сами язычники, наблюдавшие соревнования, восклицали: «Бог Конс побежден Христом». В результате многие из города уверовали во Христа и крестились.
Изгнания беса из девицы
В девицу одного города Газы, посвященную Богу, влюбился юноша. Как ни пытался он привлечь её внимание, у него ничего не выходило. Тогда он отправился в Мемфис для того, чтобы научиться магическим чарам и использовать их для очарования девицы. В течение года он учился магическим практикам у жрецов Эскулапа, которые не врачуют души, а губят. Юноша вернулся и закопал под порогом дома девицы магические слова и изображения, вырезанные на дощечке из Кипрской меди.Тотчас девица впала в безумие, и, сбросив головное покрывало, стала крутить волосы, скрежетать зубами, призывать имя юноши, так как сильная любовь превратилась в неистовство. Видя это, родители привели ее в монастырь и отдали святому. Бес тотчас завопил и сознался: «Я претерпел насилие, меня увели против воли. Ты принуждаешь меня выйти, а я, связанный, остаюсь под порогом. Я не выйду, если не отпустит меня юноша, который меня держит». Тогда преподобный сказал: «Велика же твоя сила, если тебя держат связанным ниткой и дощечкой. Отчего ты не вошел скорее в того, кто тебя посылал?» Бес отвечал: «Зачем мне было входить в него (юношу), когда в нем уже был товарищ мой, бес любви?» Святой зная, что бесы лживы и хитры на выдумки, не стал приказать разыскать ни юношу, ни дощечку, чтобы не показалось, что бес удалился освобожденным от чар, или что он сам поверил его речам. Возвратив здоровье девице, он строго запретил ей делать такие дела, через которые открывается доступ бесу.
Исцеление одержимого бесом телохранителя императора Констанция II
Телохранитель императора был с детства одержим бесом, заставлявшим его по ночам выть, стонать, скрежетать зубами. Узнав о преп. Иларионе, он прибывает в Газу, и спросил у местных служащих, где обитает святой. Жители Газы сильно перепугались и, полагая, что он прислан императором, привели его в монастырь, чтобы оказать почет. В то время старец ходил по мягкому песку и шептал про себя псалмы. Увидев, что к нему приближается огромная толпа, он остановился и благословил их. Через некоторое время он приказал уйти местным служащим, а остаться телохранителю императора со своими рабами и прислужниками. Святой, взглянув на его лицо и глаза, понял для чего он прибыл. Преподобный начал спрашивать его некие вопросы на Сирийском языке, который тот не знал. Телохранитель, знавший только франкский и латинский языки, едва касаясь ногами земли и сильно ревя, отвечал ему чисто сирийскими словами так, что в речи не было недостатка ни в шипении, ни в придыхании, ни в других особенностях палестинского говора. Для того чтобы поняли его переводчики, знавшие только латинский и греческий языки, святой спросил его по-гречески. И когда тот, отвечая теми же словами, начал рассказывать о многих наговорах и магических искусствах, святой сказал: «Мне нет дела до того, как ты вошел, но я приказываю во имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы ты вышел». Когда телохранитель исцелел, то по простоте предложил святому десять фунтов золота. На это преподобный дал ему ячменный хлеб и сказал, что те, кто питается такой пищей, считают золото грязью.
Исцеление животных по молитвам святого
К святому часто приводили и бешеных бессловесных животных. Среди них был верблюд огромной величины, многих задавивший. Более тридцати человек привели его, связав крепкими веревками. Глаза верблюда налились кровью, он издавал ужасный рев. Старец велел отпустить его. Тотчас и те, которые привели, и те, которые были со старцем, все до единого разбежались. Тогда он один пошел навстречу верблюду и сказал на сирийском языке: «Ты, диавол, не устрашаешь меня такою громадою тела: и в лисице, и в верблюде ты один и тот же». И тем временем он стоял, протянув руку. И когда бешеный, и намеревавшийся пожрать его зверь дошел до святого, то тотчас приник к его ногам, опустив голову до земли. Все присутствовавшие удивлялись такой кротости после сильной ярости животного. Старец же учил, что ради людей диавол иногда овладевает и вьючными животными; он до того пылает ненавистью к людям, что желает гибели не только их самих, но и того, что им принадлежит. В качестве примера он указал на то, что, по повелению Господа, две тысячи свиней были истреблены бесами (Мф. VIII, Мк. V).
(При составлении использовались материалы из «Житие преподобного отца нашего Иллариона Великого», написанного блаженным Иеронимом Стридонским.)
Галерея