Исполнение заповедей Христовых как главное содержание монашеской жизни
Доклад митрополита Саранского и Мордовского Зиновия на ХХVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 28–29 января 2019 года)
Многоуважаемые Высокопреосвященные Владыки, Ваши Высокопреподобия отцы игумены, матушки игумении, дорогие отцы, братья и сестры!
В настоящее время для нас уже становится привычным встречаться и обсуждать множество вопросов, связанных с жизнью монастырей и монашествующих. На наших конференциях обсуждаются важнейшие темы, касающиеся монашеского устроения в Православной Церкви. В моем слове я постараюсь затронуть лишь некоторые аспекты, на которые направлено внимание православного мира. Это, во-первых, вопрос понимания и осуществления заповедей Христовых в монашестве и, во-вторых, антропологический подход к осмыслению заповедей – каким образом исполнение заповедей влияет на самую сущность человеческой природы.
Мы знаем, что антропология – это теоретическая дисциплина, рассматривающая феномен человека с различных сторон его бытия. Но нас интересует исключительно православный христианский взгляд на человека, поэтому за основу нашего рассуждения возьмем основы православной антропологии.
Глубина понимания природы человека как творения Божия является особенно важной в настоящее время как для христианского мира, так и для всего человечества. Думаю, что и каждого из нас постоянно волнуют вопросы: кто я? зачем существую? какова цель моего существования? как достичь этой цели? Есть ли ответы на эти вопросы и где их искать, как их осмыслить и применить в своей индивидуальной жизни – это и есть предмет рассуждения.
В озвученной области, действительно, скорее больше вопросов, чем ответов, потому что каждый человек – уникальная, неповторимая личность. Кто есть человек – центральная тайна бытия в этом сотворенном мире, основная загадка и основной вопрос для нас. Но, с другой стороны, ответы, связанные с бытием человека, даны во всей полноте Самим Творцом и Создателем нашим. Так почему эти вопросы возникают, если все уже известно и открыто; мало того, Сам Господь, движимый Своей Божественной любовью, пришел к человеку в этот мир, чтобы всем и каждому из нас индивидуально, лично помочь найти ответы на все вопросы, связанные с существованием человека?
Итак, что мы знаем о человеке. Кто есть человек? На этот вопрос дает ясный ответ Священное Писание: Человек есть образ Божий (Быт. 1:26). Мы сотворены по образу и по подобию Божию. И значит, ответ о нашей природе кроется в вопросе: что мы знаем о своем Боге, о своем Творце? Именно в ответе на этот самый главный вопрос заключен ответ о нас самих. Мы с вами совсем недавно праздновали святое Рождество Христово и Богоявление Господне как два особенно важных события в истории человечества. В Богоявлении Господь открыл три великие тайны: во-первых, то, что Бог существует един, но троичен в лицах, далее – откровение Бога Отца во фразе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный (Мф. 3:17) – это явление во плоти Христа на Иордане, и третье – это явление Святого Духа.
…Все три Лица пребывают в любви. Ведь когда Отец говорит о Сыне: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Он тем самым открывает истину о том, что все три Божественные Лица пребывают в вечном союзе любви. Эти спасительные догматы очень важны для человека, потому что от их понимания человек в своем развитии от образа Божия к Его подобию осуществляет два главнейших принципа своих действий – Богопознание и Богообщение. Бог непостижим по сущности, но познаваем в Своих действиях – энергиях, и поэтому Богопознание возможно в такой мере, в какой Он благоволит Себя открыть человеку через действия Своего спасительного Промысла.
Так и образ Божий по своей сущности не раскрыт во всей глубине самому человеку. Но имеется возможность познавать его проявление и на этом основании иметь суждение о различных свойствах образа Божия в человеке. Вот лишь некоторые из них: это бессмертие, личность, ум, духовность, творчество, поиск воли Божией, свобода выбора, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству, и, наверное, еще многое-многое другое. Почему для нас важно понимать свойства и феномены Богообразности человека? Потому что требуется осознанное свободное совершенствование и движение всех свойств души человека к ее уподоблению Богу. И для этого человек должен осуществлять различными действиями процесс Богообщения. Образ Божий в человеке – это надмирное духовное основание человека для его стремления к Первообразу – Богу. И не только – также это основание для общения с другими личностями. Поскольку Бог в трех Лицах есть личность, ангелы есть личности, и люди. И если Промысл Божий как действие любви и благости Божией по отношению к человеку открывает нам свойства и проявления Божии в этом мире, то Евангельская любовь, проявляемая в христианских отношениях между людьми, открывает свойства образа Божия в человеке.
Теперь для нас важен ответ на вопрос: что нужно предпринимать человеку, чтобы осуществлять осознанное совершенствование в себе свойств образа Божия. И возможно ли это. Если Бог в Своем Божественном Слове назвал любовь одним из Своих основных свойств, объединяющих три Божественных Лица в единосущии, то и мы в образе Его Божественной любви должны для себя искать отражение Его любящего образа в нас. Рождение надмирного Бога-Творца в этом сотворенном Им мире уже есть один из важнейших ответов на вопрос: кто мы для Него? Какова природа наших отношений с Ним – Творцом и Создателем нашим? В чем заключается принцип общения Творца и творения? И если мы есть Его любимое творение, и Его всецелое человеколюбие является причиной нашего бытия, то в этом мы находим ответ на главный вопрос, касающийся нашего Богообщения. С Любовью может общаться только любовь.
Что нам говорит Божественное откровение об ответной любви человека к Богу? Если кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет, и кто заповеди Мои соблюдет, тот любит Меня, и будет возлюблен Отцом Моим Небесным (ср. Ин. 14:15, 21). Заповедь новую вам даю – да любите друг друга (Ин.13:34). Любовь – это особый Богооткровенный дар человеку, проявляемый в тяготении его души как образа Божия к Первообразу – Богу, а следовательно и к ближним нашим, как носителям образа Божия. В любви к Богу заключается и залог любви к ближнему. Мы помним слова, что нельзя любить Бога, не любя ближнего. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). И если догматы есть богооткровенные истины, которые через веру необходимы для нашего спасения, то заповеди даны нам Богом как некий императив, повеление, как определенное условие преодоления нашего ветхого человека с его страстями и грехами и достижения нового, преображенного во Христе для жизни вечной и спасения.
В заповедях важен не сам процесс их исполнения, а изменение человека по духу небесных добродетелей Христовых. Если Бог есть любовь, то и мы, носители Его образа, должны стать носителями Его любви. Более всего любовь формируется в межличностном общении. За Своих последователей Сам Иисус Христос молился пред Отцом Своим Небесным: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… да будут едино, как Мы едино (Ин. 17:21), и именно поэтому в Православной Церкви дух общности, общинности и единства во Христе был основополагающим принципом жизни Церкви. И именно на этой основе единства духа Божия возникли с древности монашеские общины.
Почему для нас в сознании о совершенствах человека необходим взгляд на него через призму монашеского образа? Потому что монашеский путь более всего, как показал двухтысячелетний живой опыт Православной Церкви, призывает нас к совершенству человеческой природы по образу Христа Спасителя. И именно для монаха исполнение заповедей Христовых является ключевым в его подвиге. И ничто так не способствует формированию христианских добродетелей, как системная, целостная монастырская жизнь по уставу святых отцов. В общежительных монастырях, как нигде более формируются такие царственные христианские добродетели, как послушание, целомудрие, смирение, любовь. Это качества христоподобные. В послушании долженствование сочетается со свободой исполнения Христовых заповедей. Главным началом христианской нравственности может быть только любовь. Поэтому в основе христианского подвига послушания лежит свобода. Любовь есть самое свободное из всех чувств. Где любовь – там свобода. Сыновнее послушание воле Отца Небесного – в противоположность рабской зависимости подзаконного состояния – всё растворено Христовым смирением, целомудрием и любовью.
Многие обители по результатам достижения совершенства и святости именовались райскими обителями, а «фабрикой святых». Если основная цель монашеской жизни – совлечение ветхого и обращение в нового человека, то тогда путь, ведущий монашествующего к этому, лежит через исполнение заповедей Христовых и наполнение его жизни любовью Христовой. В литургической молитве благодарения священнослужитель у престола с особой полнотой сердечного благодарения обращается к своему Богу и Творцу: «Ты от небытия в бытие нас привел еси». Нас ведь могло не быть. А мы есть. И нам так безмерно много дано в этом нашем бытии. В этих удивительных словах открывается бездна безграничной любви Бога к Своему творению. И именно свойство образа Божия в человеке предполагает ответ творения своему любящему Творцу: это всецелая благодарная любовь.
Мы вкратце получили ответы на вопросы: кто я и для чего я живу, какова цель моего существования. Я живу для того, чтобы моя душа, любимая моим Творцом и Создателем, наполнилась красотой Божественной любви, и не только в этой временной земной жизни, но и в жизни вечной. И чтобы образ Божий засиял в нашей жизни красотой христоподражательных добродетелей, чтобы преображенная душа по духу Христа Спасителя ответила своему Творцу и Создателю с благодарностью и любовью: Авва Отче. В этом и смысл, и сущность, и цель нашей жизни.